ТРИ МГНОВЕНИЯ НЕДЕЛИ — НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ВАЙЕЛЕХ-ШУВА

Три мгновения недели — недельная глава Вайелех-Шува

1. Если посмотреть на перечень телефонных звонков каждого из нас, увидим, что перед праздниками и особенно перед Рош ѓа-шана он разрастается и разбухает. В прошлом праздники были «головной болью» почты: приходилось нанимать дополнительных сотрудников, чтобы сортировать и отправлять бесчисленные открытки. Потом волна поздравлений перешла в телефон, сейчас — в электронные средства коммуникации. Можно отправить «Шана това!» всем адресатам из «контактов», но нет ничего лучше живого разговора. Когда мы в последний раз звонили бабушке? Родителям? Детям? Старому другу?Кстати, и сейчас не поздно.
В понедельник, за час до наступления йом-това, я позвонил ещё одному человеку, с которым я познакомился три года назад, посвятившему жизнь Торе и хасидизму. Он провёл много лет в борьбе с редкой и тяжёлой болезнью, в последние годы мы беседуем каждый канун шабата. Сейчас он практически не двигается и порою ему трудно говорить, но его чистая вера «заражает» всех, кто общается с ним и не перестаёт молиться о его выздоровлении. Полгода назад произошло «медицинское чудо»: он был в гораздо худшем состоянии, но открыли новое лекарство, позволившее ему хотя бы говорить, и он увидел свою задачу в том, чтобы самому поддерживать и укреплять тех, кто приходит к нему с поддержкой и укреплением. После этого звонка, помня звуки его ясного голоса, показывающего великую силу веры и молитвы, я начал великий праздник Рош ѓа-шана.

2. «А это едят как обычно или облокотившись?» — неожиданно спросил меня один из гостей на вечерней трапезе Рош ѓа-шана. После яблока с мёдом мы начали есть другие «симаним», по порядку: сперва берём те плоды, что из «семи видов, которыми славится Земля Израиля», и нужно подумать, что прежде — гранат или финик… и началась ѓалахическая дискуссия с привлечением аргументов и обычаев общин, и все собравшиеся были вовлечены. Я рассказал гостям, как поступает моя мама, а она поступает в соответствии с традицией, вынесенной ею из дома её родителей, а они поступали так, как обучали их мои прадеды… Так передаются обычаи в еврейском народе.
Принято есть «симаним» лишь в первый вечер Рош ѓа-шана, но мы, вместе с новым плодом для благословения «шеѓехияну», исполнили обычай «симаним» и во второй вечер — для новых гостей. Все имеют право увидеть и исполнить обычаи трапезы Рош ѓа-шана, даже если сейчас кто-то путает их с мацой в Песах, которую действительно едят облокотившись.

3. Последний час праздника Рош ѓа-шана. Рав Лазар сидит во главе большого фарбренгена в синагоге «Марьина Роща». Среди прочего, он сказал: «Есть такая поговорка: различие между хасидами и „литваками“ в Рош ѓа-шана проявляется в том, какая молитва ощущается как „вершина праздника“. У литваков это молитва „У-нетане токеф“, с её словами: „Кто будет жить, а кто умрёт… кто разбогатеет и кто обеднеет…“ А у хасидов — это слова „Воцарись над всем миром во славе Своей“: принятие царства Всевышнего».
Эти слова нашли во мне отклик. Я вёл молитву в синагоге в оба дня Рош ѓа-шана, и ощущение дня коронации Царя мира, которое испытывали молящиеся, поддерживало меня и укрепляло и моё ощущение. Мы знали, что если мы примем царство Всевышнего, то Царь мира даст нам добрый, хороший, здоровый и сладкий год.

На фотографии: столы в центральной синагоге готовы к трапезе по завершении поста Гедальи, вчера. Некоторые говорят мне: «Ради такой трапезы стоит поститься!» А я благодарю Всевышнего за то, что дал мне — старосте синагоги — возможность угостить моих братьев-евреев.