Только раз в году?

«Сделайте со мной лехаим! У меня сегодня день рождения, двенадцать лет!» Сделать лехаим всегда хорошо, но услышанные мной слова были странны. Говорившему было за пятьдесят… Он улыбнулся, наполнил стаканчик виски, мы выпили и он рассказал: «В этот день двенадцать лет назад мне пересадили почку. Это спасло мне жизнь. Поэтому я отмечаю этот день как свой день рождения каждый год, благодаря Всевышнего за новую жизнь, подаренную мне.

А в шабат приходите ко мне. Это будет такой шабат, какого вы ещё не видели…»
«Спасибо, рав Хабер, я постараюсь прийти», — сказал я и мы расстались.
И в прошлый канун субботы я стоял в синагоге одной из гостиниц Иерусалима, мы пели «Леха доди». «Отряхнись от праха, встань, надень прекрасные одежды, народ мой! А Ты приблизь наше спасение, приведя сына Ишая из Бейт-Лехема…» Я был растроган в особенности тем, что вокруг меня находилось около ста пятидесяти евреев — всевозможных родов и видов, кипы любого цвета и фасона, одежды от модных до супер-традиционных, но одно объединяло их. У каждого из них была только одна почка.

И я думал: Владыка мира, посмотри: разве было в истории поколение, подобное нашему по отзывчивости и желанию помочь ближнему всем, даже своим телом?
Рав Йешаяу Хабер, которому двенадцать лет назад подарили почку и новую жизнь, основал организацию «Матнат хаим» — «Жизнь в подарок». И он убедил уже семьсот семьдесят мужчин и женщин пожертвовать одну из своих почек больным. Без всякого возмещения, материального или иного. Сегодня он организовал этот потрясающий шабат. Я уверен, что действия этих людей воздействовали на приближения Избавления, как мало что может воздействовать.

Назавтра утром, по дороге в микву, перед чтением всей книги Тегилим, как полагается в шабат перед рош-ходешем, я встретил молодого хабадника, рассказавшего мне, как он попал на этот шабат. «Двадцать пять лет назад у моего отца, тогда молодого, обнаружились серьёзные проблемы с почками, и он сел на диализ. Его мать — моя бабушка — не могла видеть страдания сына и отдала ему свою почку. А около года назад эта пересаженная почка, честно отработавшая двадцать пять лет, работать перестала. И жизнь моего отца снова оказалась в опасности. Тогда мы, дети, решили, что теперь наша очередь спасти папу, и я, как старший сын, взял эту честь на себя. Операция прошла полгода назад, и спасибо раву Хаберу, который со своей супругой помогали мне всё это время, как они помогают другим донорам».

*
В нашей недельной главе «Бо» и в предыдущей рассказывается о многих животных. Была лягушка, были вши, были дикие звери, был мор скота. О казни лягушками в Талмуде говорится следующее: Когда евреям нужно было проявить самопожертвование, они учились этому у тех лягушек. Всевышний передал фараону так: «И войдут лягушки в твой дом, и в твою спальню, и на твою постель, и в дома твоих слуг, и к твоему народу, и в твои печи, и в твоё тесто». Но каждая лягушка имела возможность выбирать, куда именно ей идти. И были такие, что во имя исполнения приказа Всевышнего действительно прыгали в печи!

После девяти казней Всевышний сказал Моше, что десятая казнь будет тем, что заставит египтян отпустить евреев. Как и в прошлые разы, Моше передал фараону слова Всевышнего, предупредив его о будущей казни. А говорил Всевышний так:
«Около полуночи Я пройду по всему Египту, и умрёт каждый первенец в Египте… и будет великий вопль в Египте, подобного которому не было и не будет. А на сынов Израиля и пёс языком не пошевелит, ни на людей, ни на скот — чтобы знали вы, что отделил Г-сподь египтян от евреев». Смысл этой фразы в том, что несмотря на всеобщий вопль ужаса в Египте в ту ночь собаки — обычно реагирующие на шум — молчали. В другом месте Торы евреям даётся следующая заповедь: «И будьте Мне святыми людьми, а мясо растерзанного животного и трефу… кидайте собакам». Раши комментирует этот так: «Отсюда мы видим, что Всевышний никого не лишает заслуженной награды. Это плата собакам за то, что они не лаяли на евреев в ночь Исхода».

Когда в прошлый шабат меня попросили сказать несколько слов Торы, я задал тем уникальным людям, собравшимся по приглашению рава Хабера, вопрос: «Почему собаки, которые не лаяли на евреев в ночь Исхода, получили награду, а лягушки, которые прыгали даже в печи, никакой награды и никакого особого упоминания не получили?»
Один из возможных ответов таков: Иногда молчание, не повышение голоса на других, более важно, чем прыжок в горящую печь. Трижды в день мы завершаем молитву словами: «Храни язык мой от зла и уста мои от обманных речей». Молчать и не задевать людей словом — порою труднее, чем прыгать в огонь, но награда за это — вечная.

И я завершил речь так: «Вы совершили великое деяние в жизни. Но миссия человека и обязанность творить добро на этом не кончилась, ибо она не кончается. Часто мы оказываемся вовлечёнными в конфликты, и чрезвычайно важно сказать себе: «Дальше меня конфликт не пройдёт! Он остановится на мне. Когда наступает „моя очередь“ отвечать и реагировать, я не буду кричать, не буду ругать, не буду хранить злобу. На мне это зло кончится».

*
В пятницу произошло долгожданное радостное событие. Наама Иссахар, сидевшая в тюрьмах и колониях Москвы и Подмосковья около десяти месяцев, получила помилование президента Российской Федерации и прибыла со своей матерью в Израиль. В течение всего этого времени множество людей спрашивало всех, кого только можно: «Почему она сидит? Что вы предпринимаете?» А мы молчали. И продолжали добиваться её освобождения, помогать ей, как мы помогаем всем заключённым, оказавшимся в поле нашего внимания, как мы помогаем всем нуждающимся в помощи.

В следующую среду мы будем отмечать 10 швата — 70-летие дня, когда Ребе принял руководство народом и стал седьмым Любавичским ребе. Ребе много раз повторял сказанное в мидраше: «Все евреи — поручители друг для друга». «Аревим». Недаром это слово может быть понято не только как «поручители», но и как «приятные». Все евреи должны быть приятны друг другу. Все мы едины, и вся наша деятельность в Москве, в России, в мире коренится в учении Ребе. Мы черпаем силы из его духа, из его слов, из его влияния. Мы идём на помощь другим, не задавая вопросов, и так будет до скорого Избавления.

Гут шабес
Шия