Сегодня мы открываем новую рубрику. Она будет называться. «Пятничная история».
Истории будут разными, но их будет об’единять одно — так или иначе, они будут касаться еврейских традиций, культуры, истории и личностей, которые оказали влияние на еврейскую жизнь, на эпоху и на потомков.
Нам кажется, что это не только интересно, но и правомерно. Ведь полное название нашего центра звучит так: Региональный Благотворительный Общественный Фонд Поддержки Традиций Еврейской Культуры «Шаарей Цедек».
Сегодня будет очень небольшой экскурс в историю такого архитектурного направления, как конструктивизм. Тема неслучайна — благотворительный еврейский центр «Шаарей Цедек» располагается в бывших мастерских Бахметьевского автобусного парка. Одного из самых выдающихся примеров этого стиля. И мы, и наши подопечные каждодневно соприкасаемся с историей, хотя и несколько переделанной.
Социальная турбулентность начала ХХ века оказала влияние на все, включая искусство. В театре стали ходить по проволоке, словно в цирке. Душа художников требовала новых материалов — Владимир Татлин в 1905 году пишет картину «Угловой контррельеф», используя деревянные детали.
Опыт Казимира Малевича, «Черный квадрат» которого был когда-то частью декорации, принес ему мировую известность и рассорил человечество. Одни считают, что художник нас пошло обманул, другие изумляются его гениальному новаторству.
Именно в это время в архитектуре тоже происходит революция. В 20-30 годы ХХ столетия стали строить просто и….удобно. Минимум деталей на фасаде, четкая геометрия, много пространства и света внутри. Во главу угла конструктивисты ставили функциональность, полезность здания.
Даже самые ярые противники нового не могли не согласиться с конструктивностью (!) подхода в решении бытовых и промышленных задач посредством архитектуры. Самыми упрямыми оказались «конкуренты -смежники». Татлин однажды выбил стул из-под Малевича и предложил посидеть на «геометрии и цвете». Поскольку это для Малевича было главным. В то время, как конструктивисты считали, что главное — соответствие цели и исполнения. В основе лежала польза.
Так кого же можно назвать в числе тех, кто пройдя очень непростой путь ( черту оседлости отменило Временное правительство только в 17 году.) оставил свой след в в архитектуре этого направления?
Моисей Гинзбург — теоретик конструктивизма. Дом Наркомфина, один из первых домов-коммун. 1930 год.
Здание сохранилось.
Лазарь Лисицкий — типография журнала «Огонек». Здание сохранилось. В дальнейшем Лисицкий писал картины и немного от архитектуры отошел.
Ной Троцкий — Ленинградский архитектор. Автор печально известного «Большого Дома» на Шпалерной. Построен в 30-е годы для управления НКВД. В годы репрессий про здание ходил стишок:
«На улице Шпалерной стоит волшебный дом
Войдёшь туда ребенком, а выйдешь стариком».
Народное творчество намекало на сроки ссылок и заключений.
Ной Троцкий создал памятник С.М.Кирову, ДК им.Кирова и еще несколько зданий в Ленинграде.
Борис Великовский -архитектор с размахом — неоклассика, — доходные дома, особняки, промышленные здания, проекты поселков и городов-садов. Человек работал со вкусом, допуская, что любой стиль хорош, если есть талант. Один из самых известных домов в стиле конструктивизма: здание Госторга на Мясницкой улице.
Говорить о том, что мы видим на улицах, можно бесконечно. Архитектура шла и идет рука об руку с историей. Наша задача помнить тех, повлиял на нашу сегодняшнюю жизнь. И бережно относиться к их наследию.
Фото из открытых источников