Правильный маркетинг

«Разница между тем, что сейчас, и тем, что было раньше, очень проста…»

Как летит время! «Раньше» — уже не три поколения назад и даже не тридцать лет назад, а считанные годы назад.

Я слушал случайного знакомого, пришедшего ко мне некоторое время назад, чтобы передать одну посылку. Разговор идёт в основном о СМИ, и медиамаркетинге. В области медиа, как мы знаем, практически всё меняется каждые несколько месяцев. Появляются новые средства информации и новые технические средства, и тот, кто занимается СМИ, должен постоянно держать руку на пульсе. И тем не менее есть разница между тем, что сейчас, и тем, что «раньше», заметная даже на этом вечно беспокойном фоне.

«Раньше наши клиенты — или наша целевая аудитория — приходили к нам, на наш сайт, который мы запустили и поддерживаем. Сейчас всё не так. Они уже не ходят по сайтам — они ходят по „постам“, „инстам“ и „твитам“. Сейчас мы должны идти к ним, в различные социальные сети. Мы должны сами входить к ним в „дом“, в то место, где они „сидят“ в интернете».

*
В канун рош-ходеша нисан, время, благоприятное для молитв, в нашей общине прошла совместная молитва. При этом раздельная. То есть молитва каждого у себя дома с онлайн-связью между всеми. Опыт онлайн-молитвы оказался успешным, и р.Лазар инициировал в каждый день текущей недели краткие онлайн-собрания для чтения Теѓилим, даяния цдаки и молитвы минха. Организация этого важного дела была возложена на меня и моего друга р.Мотла Гордона. И каждый день множество евреев собиралось у экранов, они слушали слова р.Лазара, читали Теѓилим, давали цдаку, писали в чате имена тех, за здоровье кого нужно молиться, и р.Лазар читал «Ми-шеберах». А в конце проходила молитва минха — и я вёл молитву, как шалиах-цибур, для всех, кто молился вместе со мной в своих домах. Порою мне даже казалось, что я в нашей синагоге, слушаю рава и слова молитвы.

Спустя пару дней в «виртуальное пространство» вышел «Центр уроков Торы» нашей синагоги. Я оповещаю об уроках в платформе ZOOM и организую новые. Люди слушают слова Торы дома в установленное время, как слушали бы их в синагоге. Никто не мог бы раньше пожелать такой ситуации, однако когда она наступила и синагоги закрылись на замок из-за реальной опасности — люди молятся вместе и слушают Тору вместе!

И я подумал, что о чём-то похожем говорил мой собеседник из мира медиа. Ещё пару месяцев назад люди искали синагогу, искали урок Торы, а кто не искал — тот и не находил. Сейчас же синагога и бейт-мидраш ищут людей сами и приходят к ним в дома, на их экраны. Спасибо современной технологии. Она позволяет — и обязывает! — приносить слова Торы в дом ко всем евреям, где бы и какими бы они ни были.

*

Суббота перед Песахом называется «Шабат ѓа-гадоль». В «Шулхан арухе» объясняется причина этого названия. Перед исходом из Египта нужно было принести пасхальную жертву и провести первый в истории «седер». Исход был запланирован на 14 нисана. Всевышний велел евреям за четыре дня до этого взять жертвенного барашка или козлёнка из стада и держать его у себя дома — так полагается, здоровье жертвенного животного проверяют в течение четырёх дней. Десятого нисана евреи взяли барашков и козлят… В том году 10 нисана выпало на субботу, как и в этом году. Их египетские соседи спросили: «Что это вы все делаете?» И евреи ответили: «Это нужно нам для жертвы Всевышнему, а Он в то время, как обещал, убьёт всех египетских первенцев». Первородные дети египтян услышали это, пошли к своим родителям и закричали: «Освободите, наконец, евреев! Они обещали нам девять казней — все девять произошли, так что если они обещают гибель первенцев, мы им верим. Мы не хотим умирать!» Но родители, как и фараон, отказались отпустить еврейских рабов. Тогда случилась между египтянами междоусобная война, и многие погибли в той войне. Об этом говорит псалом: «Поразивший египтян первенцами их».

Это произошло десятого нисана. Но через сорок лет в этот день умерла Мирьям, сестра Моше и Аѓарона. Поэтому мы отмечаем годовщину этого события с привязкой не к числу, а к дню недели — в последний шабат перед Песахом.

Такое объяснение, однако, не очень убедительно. Чем так выделяется кончина Мирьям, что из-за неё мы отмечаем годовщину чудесного события — единственную из всех годовщин — не с привязкой к дню месяца?

Есть несколько объяснений такого парадокса, и одно из них можно найти в беседе Ребе. Как известно, если Рош ѓа-шана выпал на шабат, в этот день в шофар не трубят: из опасения, что кто-нибудь принесёт шофар из дома в синагогу, из одного «субботнего владения» в другое«. Из опасения — лишь из опасения! — мудрецы постановили не исполнять повеление Торы! Это идёт вразрез со всем, что мы знаем о заповедях. И Ребе говорит: Из данной ѓалахи следует, что если Рош ѓа-шана выпал на шабат, в этот день трубить в шофар просто не нужно. То влияние, которое в обычные дни производится посредством трубления, в такой день осуществляется уже посредством того, что сегодня шабат. А поскольку мудрецы увидели, что трубление в шабат может вызвать нарушение запрета переноса, они постановили в шабат не трубить — поскольку это всё равно ничего не меняющее действие.

(Кстати, рабби Леви-Ицхак из Бердичева сравнивал ангелов, рождающихся из трубления в шофар, с ангелами, рождающимися из уничтожения хамеца. И те, и другие — добрые защитники Израиля. Необязательно выполнять священную заповедь трубления. Тех же результатов можно добиться, вымыв перед Песахом кухню).

Аналогично можно сказать: Десятое нисана — день смерти Мирьям. В этот день в мир приходит такое же влияние, какое пришло бы, если бы мы праздновали день чуда с войной первенцев. А если десятое нисана приходится на шабат? В шабат ведь никакой день смерти не отмечают, никакие траурные обычаи не выполняются… Тогда и нужно вспоминать о чуде с войной первенцев, и потому этот шабат называется Великим, Гадоль.

*

Тяжело дома без миньяна, без хазана, без чтения Торы. Как же те духовные действия, которые обычно совершаются при их посредстве? Но вспомним то, что говорил Ребе о трублении в шофар. Если ѓалаха велит хранить здоровье и для этого медицина велит не ходить в синагогу — значит, посредством соблюдения заповеди «хранить здоровье» мы осуществляем все те духовные действия, для которых в обычные дни нужно идти в синагогу. Но всё это — при условии, что мы делаем всё от нас зависящее в наших условиях. Есть возможность молиться онлайн — будем молиться. Есть возможность слушать дома урок Торы — будем слушать. Так мы соединяемся с Всевышним всеми средствами, находящимися в нашем распоряжении.

Да удостоимся мы в нынешнем году великого чуда, устранения мора из всего мира и радостного Избавления!

Гут шабес

Шия