МОМЕНТЫ НЕДЕЛИ — СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПЕСАХА

Шеф-повар / Есть преимущество у тюрьмы / «Чтобы я не опоздал на седер» / «Песнь моря» на берегу… не того моря / «И копали они, и нашли воду»

1. «Пинхас — это Элияѓу»
«В 13:00 забери еду из Кошер-гурмэ». В назначенное время я был у магазина, в багажнике ещё было место для пары коробок. В магазине много людей, берут разнообразные продукты, приехавшие из Израиля с радостью обнаруживают, что они кашерны меѓадрин. Я захожу во внутреннее помещение магазина, к Пинхасу. Там десятки видов мясных и рыбных продуктов, готовых салатов. Пинхас Слабодник довольно улыбается. Он рад за тех евреев, которые не в состоянии сами приготовить еду на праздник и покупают у него готовую еду, позволяющую им провести Песах вкусно и достойно.
«Вот твоя коробка. А участникам твоего седера передай от меня пожелание радостного праздника и скорого освобождения». Мои дети помогают мне перенести коробку в машину, и я знаю, что седер первого дня Песаха, который я буду проводить, будет вкусным и радостным для его участников, лишённых возможности провести седер так, как это делает подавляющее большинство евреев.

2. Светлые души
«Тате, ви из гевен дорт?» — спрашивают меня дети каждый год на втором седере, когда после чтения Агады мы приходим к «Шулхан орех», к трапезе. «Папа, как было там?» Я вспоминаю, что рассказывали мне заключённые, для которых я проводил первый седер. Каждый из них рассказывал что-то, каждому я давал произнести «лехаим».
Один говорит: «Эта трапеза для меня — окончание поста. Я недавно узнал, что первенцы постятся в канун Песаха, в память о чуде, случившемся для еврейских первенцев при исходе из Египта. А я единственный сын у своих родителей, и поэтому первенец, вот я и постился». Другой рассказывает, что уже несколько месяцев ждёт обжалования своего приговора в суде. «И вот сегодня меня вызвали из камеры и свели вниз, чтобы повезти вместе с другими на суд. Но я понял, что пока меня привезут из суда обратно, седер уже начнётся! Я стал молиться: „Владыка мира, я так долго ждал, могу ещё немного подождать — давай не сегодня!“ И через полчаса меня выводят из группы других заключённых и возвращают в мою камеру, и вот я здесь на седере».
Третий, самый молодой среди всех, встал с пластиковым стаканчиком, в котором немного виноградного сока, и сказал: «Я всегда думал, что в тюрьме есть только плохое. А вот сейчас оказалось, что есть и хорошее. Только благодаря тюрьме я впервые в жизни на пасхальном седере!»
Дорогие, светлые еврейские души.

3. Никакого моря нет
Когда я был подростком и учился в младшей ешиве, мы однажды ездили в Тверию на совместный шабат. Тогда читали недельную главу «Бешалах», и я предложил нескольким товарищам: Давайте встанем утром пораньше и пойдём на берег Кинерета, скажем там «Песнь рассечения моря», которую читают в этой главе. Утренний воздух Кинерета, водный простор перед нами — я представлял себе, что именно эти воды расступились перед евреями после Исхода. И только потом я сообразил, что мы стояли на берегу пресноводного озера, через которое никакие евреи не переходили!
О случае из детства я вспомнил сегодня утром, когда изучал смысл седьмого дня Песаха по хасидскому учению. У каждого из нас есть свой Египет, из которого мы выходим; у каждого из нас есть своё море, преграждающее нам путь к свободе. Но Всевышний говорит в Торе: «Скажи евреям, пусть двинутся». Нужно только сделать шаг вперёд, выполняя заповедь Всевышнего, и окажется, что никакой преграды впереди нет! Море расступилось само, трудности исчезли. Их даже не пришлось преодолевать — они просто были кажущимися. Это была игра нашего воображения, это было сильное устойчивое представление — но лишь представление, лишь идея, ничего настоящего. Это нужно помнить — и не забывать сказать песнь благодарности, когда мы выйдем на свободу, пройдя мимо всех преград.

Фото недели: Вечный источник
Вчера мы встали посреди ночи (да и спать пошли, как всегда в холь ѓа-моэд, уже ночью…) и поехали в Любавичи. И для детей, и для гостей это прекрасная поездка. Они выезжают за город, оказываются в тихом пасторальном месте среди природы — и одновременно в источнике духовности.
Нас встречает директор места, р.Гавриэль Гордон. Он рад нам, как и всем пятистам гостям, посетившим Любавичи во время праздника. В этом году — впервые более чем за сто лет! — во дворе ешивы были проведены два пасхальных седера.
Мы помолились шахарит и мусаф в новой синагоге возле оѓеля, прочитали Теѓилим на оѓеле и вернулись во двор ешивы, где поели праздничную трапезу — её мы привезли с собой. Минху мы молились в зале ешивы, реконструируемом сейчас. В скором времени, надеюсь, ешива в Любавичах восстановится на прежнем месте и в прежнем виде!
Беседа с р.Гавриэлем Гордоном всегда интересна. Он рассказывает много историй из прошлого и современности, о чудесных событиях, происходивших и происходящих в знаменитом посёлке Любавичи. Вот одна из них:
«Я не знал точно, где находилось второе здание ешивы. По воспоминаниям, возле него был колодец, но сейчас никакого колодца нет… При закладке фундамента я попросил рабочих выкопать немного глубже в одном из мест, которые я предполагал как возможные — и мы нашли колодец с водой!» р.Гавриэль показывает мне этот колодец и возле него строящееся второе здание ешивы. Колодец сохранил воду, а вода — символ Торы. Вода Торы из Любавичей продолжает растекаться по всему миру, «на запад, на восток, на север и на юг».

Хаг самеах, шабат шалом
Шия