Моменты недели – Микец, Шабат Хануки, благословляем месяц тевет

«Не разговаривайте с хасидами» / Представитель Президента РФ о значении 19 кислева / Пойди, поинтересуйся, как дела у братьев / Шалиах в 90 лет

1 Сила фарбренгена 19 кислева

«Здесь есть двое сделавших в пятницу обрезание» — сообщил мне моѓель р. Йешаяѓу, чтобы я не забыл предоставить им алию к Торе. Так ведётся в центральной синагоге «Марьина Роща»: каждые несколько недель после благословения «Ми шеберах», где я упоминаю, что вызванныйудостоился войти в завет Авраѓама, начинается «Мазаль тов» и танцы в честь великой заслуги исполнения заповеди, которая по разным причинам не была исполнена на восьмой день от рождения.

Когда в Набережных Челнах узнали, что их новый раввин, посланник р. Хаим Давид Паер, приглашён на праздник Освобождения в этом году в Москве, к нему присоединились глава общины и ещё несколько евреев. Для некоторых это был первый в жизни фарбренген, и тем более такой великолепный, какпразднование 19 Кислева в Москве.

Один из них, бизнесмен средних лет, остался на фарбренгене с Главным раввином России р. Лазаром глубоко за полночь. Там многие участники принимали на себя в честь праздника важные еврейские обязательства, и этот гость тоже проникся хасидским духом и сказал, что хочет сделать обрезание. «Уже завтра (то есть уже сегодня) утром я жду вас здесь!» — сказал раввин ему и ещё нескольким, кто также попросил об этом. Ведь заповеди не откладывают!

«Я немного знаю иврит», — удивил Элияѓу (такое имя он себе выбрал) руководителя общины р. Мордехая Вайсберга, принимавшего его на шабат. И рассказал историю, которая может вызвать лишь глубокое сожаление – и желание действовать ещё энергичнее:

«Десять лет назад меня пригласили в Израиль по одной из программ поощрения репатриации. Вместе с другими евреями из России мы приехали в один из кибуцев, чтобы там вместе работать и изучать иврит. По прибытии мы получили чёткие указания: «Остерегайтесь носящих чёрную одежду, и особенно хасидов. Не приближайтесь к ним и не давайте им возможности начать с нами какой-либо разговор!»

Именно в Израиле, еврейской стране, меня предупреждали не разговаривать с религиозными евреями. И я благодарен Всевышнему, что благодаря тому, что Ребе послал в наш город нового шалиаха –как раз носящего чёрную одежду, да ещё и хасида – я удостоился приехать сюда, участвовать в фарбренгене и вследствие этого наконец сделать обрезание. Как настоящий еврей!»

2 «…И очень весёлая часть!»

«Улышать, как представитель президента России хвалит хасидизм, важную роль ХАБАДа и хасидов в России в прошлом и сегодня — это просто невероятно!» — так написал мне один из тех, кто следил за выступлениями во время празднования дня Освобождения в Москве. И действительно, вот что сказал Евгений Ерёмин, глава департамента по делам религий в администрации президента России и официальный представитель, направленный президентом на это мероприятие. Его речь последовала после выступления хасидского хора «Нешама»:

— Шалом, хаверим. (Это было сказано на иврите!) Я хотел бы поздравить вас с этим праздником радостным танцем, но я не хасид и не умею так красиво танцевать, как мы только что видели на сцене. Но я умею говорить хорошие слова. Дорогие друзья, я поздравляю вас с праздником 19 Кислева, днём освобождения Алтер Ребе, Новым годом хасидизма. И сегодня мы празднуем ещё один праздник — 25 лет Московскому еврейскому общинному центру. И при этой возможности я поздравляю вас с приближающимся праздником Ханука, праздником доброго света.

Освобождение Алтер Ребе свидетельствует о том, что власти тогдашней Российской империи немного изучили вопрос хасидизма и поняли, что в учении хасидизма есть только добро, есть свет мудрости, и оно не только не вредит государству, но приносит пользу всему российскому обществу. Хасидизм занял важное и почётное место в религиозной и духовной жизни России тогда и России сегодня. Например, Главный раввин Берл Лазар уже много лет является членом Постоянного комитета по делам религиозных общин при президенте России. Рав А. Бородаявляется членом Общественного совета при президенте России. И президент часто встречается с руководством Федерации еврейских общин России.

И как продолжение признания важности учения хасидизма в Москве возник этот еврейский центр. Я не очень разбираюсь в хасидизме, но мне кажется, что языки пламени, охватившие старую деревянную синагогу двадцать пять назад, были символическиммаяком, осветившим будущий прогресс еврейства в России.

МЕОЦ изменил облик всей Москвы. Если бы мы спросили жителя Москвы семьдесят лет назад, что он думает о районе Марьина Роща, он бы сказал: «Район воровских «малин», район, куда нет доступа закону». К сожалению, так было. А если спросим жителя Москвы сегодня, что для него район Марьина Роща, он наверняка ответит: «Это район с великолепной синагогой!»

ХАБАД широко распространен по всей территории Российской Федерации. Евреи в целом являются неотъемлемой частью многообразия народов и культур России, и не только уважаемой, но и очень весёлой частью, как мы только что видели! И мы гордимся тем, что город Любавичи находится именно в России. Мы радуемся также тому, что евреи России выполняют такую важную роль также в жизни Земли Израиля.

Я думаю, что еврейский квартал здесь в Марьиной Роще будет расширяться и развиваться всё больше и больше. Я поздравляю вас с началом новых 25 лет истории еврейского центра «Марьина Роща»!

3 Какой мерой человек меряет, той и отмеряют ему

В прошлый Шабат после полудня я, как и каждую неделю, читал детям из группы Теѓилим в центральной синагоге мидраши на следующую недельную главу (то есть на нынешнюю недельнуюглаву Микец). В частности, вот что: «Сказал рабби Йеѓошуа бен Леви: приди и посмотри, что Всевышний – не как человек из плоти и крови. Человек из плоти и крови ранит лезвием и лечит повязкой, но Всевышний создаёт лекарство из самой раны! Йосеф был продан в рабство из-за сна и стал царём благодаря сну».

В следующие дни мне пришло в голову, что всё это соответствует известным словам Мишны в трактате Сота, которая учит нас фундаментальному принципу в управлении миром: «Какой мерой человек мерит, той и отмеряют ему».

Юноша Йосеф, любимый сын своего отца Яакова, жил в безопасности в доме своего отца, наслаждаясь защищённостью и спокойствием, без необходимости трудиться. Он наслаждался учёбой с отцом и особым вниманием, которое уделялось только ему. Но его отец, чья «душа связана с его душой», учит своего сына правильному пути в жизни: «Пойди, посмотри, всё ли благополучно у твоих братьев». Не замыкайся в себе, поинтересуйся, как дела у других!

Йосеф послушался своего отца. Он знал о ненависти братьев к нему из-за двух снов, которые он видел о них и своих родителях — и всё же отправился в путь. Когда он не нашёл братьев в первом месте, куда пришёл, он продолжил их искать. Ведь отец велел ему «посмотреть, как дела у других».

Отсюда можно объяснить путь Йосефа-праведника в тюремном заключении. Увидев однажды утром озабоченные лица двух министров после сна, он обращается к ним, потому что этому научил его отец: «Пойди и посмотри», проверь, что тяжело другому, что его тревожит. И Всевышний сказал: Ты, Йосеф, несмотря на тяжесть твоего положения, несмотря на отдаление от семьи, озабочен благополучием чужих для тебя людей. Так вот, «какой мерой человек мерит — той и отмеряют ему». И Я позабочусь о твоём благополучии!

Фото недели: 90-летний шалиах

«Ваши истории звучат ещё более захватывающе при свете ханукальных свечей» — сказал я Нине Зевиной вчера во время нашего ежегодного ханукального визита в её квартиру. Она протянула мне спички и удостоила меня чести зажечь огонь в фитилях из ваты, установленных в стаканчиках с оливковым маслом, которые она приготовила заранее.

А история была следующая: 90-летняя женщина, которая ещё помнит, как нацисты (да сотрётся их имя) бомбили Москву, устроила в своей квартире Бейт-Хабад! И мы не поверили, что перед нами – пожилой человек, а не молодой полный энергии шалиах. Нина рассказала, что её соседка с 6-го этажа, которой 91 год, тоже приготовила в этом году по собственной инициативе ханукальные свечи из оливкового масла, и в первую ночь Хануки Нина поднялась к ней проверить, что всё соответствует самым строгим требованиям. Это продолжение традиции субботних свечей, которые соседка уже давно зажигает каждую пятницу. И другая соседка, которой 95 лет, тоже зажигает свечи…

И тут рассказ подходит к неожиданному повороту: «Мой внук, который живёт в Германии и молится каждый день в Бейт-Хабаде, рассказал мне, что в этом году он уже не зажигает обычные свечи на Хануку, а заранее купил стаканчики, фитили и оливковое масло. Он хочет соблюдать заповедь наилучшим образом, как настоящий хасид».

Нина Зевина приближена к еврейской общине в Марьиной Роще и поддерживает постоянную связь на протяжении многих лет с женщинами общины: супругой р. Моше Тамарина, супругой Зеэва Куравского и супругой р. Довида Карпова. «Даже до приезда в Россию р. Лазара мы соблюдали праздники, но – в подполье. Когда он приехал, он принёс с собой радость». Нина благодарит Ребе, что послал р. Лазара, и раввина Бейт-Хабада на Соколе р. Баруха Клейнберга, который каждый Рош ѓа-шана заходит к ней домой. А там уже ждут её еврейские соседки – послушать звук шофара.

Мы рассказали ей о том, как р. Лазар в этом году снова зажигал гигантскую ханукию на площади Революции, и расстались с пожеланиями встретиться в будущем году в Иерусалиме.

Гут шабес, радостной Хануки

хорошего и благословенного месяца!

Шие