Моменты недели – главы Матот-Масэй, Хазак, благословляем месяц ав

Как два президента хасидов через границу пропустили / Благословение в сидуре Ребе / Держи свое слово / Книга о чудесном избавлении

  1. Едем в Лиозно и Ляды

Сотни посланников собрались во «дворе ешивы» в Любавичах, сказали «лехаим» и воодушевленно танцевали. Тогда рав Котлярский взял микрофон и объявил: «А сейчас мы едем в Лиозно и Ляды!» Шалиахи понимали, что в естественном порядке вещей это вряд ли возможно: между Любавичами и Лядами пролегает государственная граница. На кордоне автобусы с шалиахами уже ждали пограничники и фотографы. Однако посланники выполняли волю Ребе…

Прошло два месяца с кончины рава Моше Йеѓуды Котлярского, заместителя председателя «Мерказ ле-иньеней хинух» (Центра по вопросам образования), который на протяжении многих лет был отцом тысяч посланников по всему миру. В еженедельнике «Кфар Хабад» на этой неделе опубликована беседа с Главным раввином России р. Берлом Лазаром об их многолетнем знакомстве, вплоть до последнего телефонного разговора за несколько дней до смерти р. Котлярского. Рав Лазар поблагодарил его за всё, что он делал для посланников в России, и р. Моше сразу же скромно ответил, как обычно: «Это не я, это Ребе».

В ходе интервью рав Лазар рассказывает историю двух съездов посланников Ребе в европейских странах, проведенных в России. Первый прошел в 5751 (1991) году по точным указаниям Ребе, а второй в месяце менахем-ав восемь лет назад – в соответствии с указаниями Ребе к первому съезду. В 1991 г. Ребе дал указания о том, что посланники должны побывать в Любавичах, Лиозно и Лядах. И восемь лет назад посланники из стран Европы – у которых была виза в Россию, но не было визы в Беларусь – с чистой хасидской верой поехали из Любавичей в Лиозно.

«Я не забуду те напряженные часы, — говорит р. Лазар. – День начался с омовения сотен посланников в реке в Любавичах, потом урок хасидизма, утренняя молитва, длительные молитвы у святого Оѓеля ребе Цемах Цедека и ребе Маѓараша, снова учеба, трапеза, которая перешла в фарбренген. При этом настроение у организаторов было взволнованным. Когда автобусы с посланниками прибыли на границу, им, конечно, не разрешили пересечь ее без белорусских виз. Как и все, у кого есть российское гражданство, я прошел пограничный пункт пешком и встретил на той стороне своего брата, который прибыл с делегацией посланников из Украины.

Я сел в машину рядом с р. Моше, мне постоянно писали – что и как? Но рав Моше все время говорил мне: «Не волнуйся, мы верим, что все устроится» И действительно, чудом было получено разрешение, мы сели в автобусы и машины и продолжили запланированное путешествие.

Однажды после этого я встретился с главой администрации президента России и спросил его, как ему удалось организовать пересечение границы посланниками. Он сказал мне: «Вот как было дело. Перед тем как я вошел к президенту с текущими делами, у меня было около десяти свободных минут, и я решил проверить, кто недавно пытался связаться со мной и не получил ответа. Я увидел, что мне звонил Главный раввин России, и перезвонил вам. Вы рассказали мне о том, что происходит на границе, и тут пришло мое время входить президенту. Среди прочих дел я рассказал ему о нашем разговоре. Президент сразу же позвонил президенту Беларуси и попросил его в исключительном порядке уладить этот вопрос».

Видите, что происходит? Два президента в телефонном разговоре организуют поездку посланников Ребе в хасидские города! Здесь чувствуется помощь Всевышнего. Я увидел, что когда мы стараемся выполнить указание Ребе, не обращая внимания на трудности, Ребе дает силы и возможности справиться с этим. Таков был подход р. Моше Котлярского на протяжении всей его жизни. Он был полон решимости выполнить волю Ребе», — завершает р. Лазар свой рассказ.

  1. Поезжай в Сибирь

Каждый год летом сердце радуется, когда я вижу в Москве раввинов провинциальных городов России, приезжающих отдохнуть в столицу. В последние два года полеты за границу стали сложнее, дольше и, соответственно, дороже, поэтому раввины проводят отпуск в Москве. Здесь множество еврейских удовольствий, которых они лишены на местах своего посланничества: молиться три раза в день в миньяне, покупать множество видов кошерной еды в магазине, слушать уроки Торы для мужчин и женщин, сводить детей в зоопарк, наконец…

Два с половиной часа занимает полет из Тюмени в Москву. В Тюмени более миллиона жителей, это город нефтяников и газовиков. В прошлом там была еврейская община, но она не пережила войну коммунистической власти против еврейства. Однако около пятнадцати лет назад туда приехала семья Горелик, и все изменилось.

В один из вечеров на этой неделе раввин города Тюмень, рав Йерахмиэль Горелик, со своими детьми был гостем в нашем доме на ужине, который превратился в небольшой фарбренген. Помимо того, что он член известной семьи шалиахов Горелик, он может рассказать много историй о посланничестве и жизненных уроках, которые он извлек. Его часто приглашают в различные общины для проведения фарбренгенов и для выступлений. Из нашего разговора на этой неделе больше всего меня захватила история его прибытия на посланничество в Россию.

«После моей свадьбы нам предложили два места для шлихута. Главный раввин России, р. Лазар, предложил Тюмень, и одновременно мы получили просьбу от русскоговорящей общины в Кирьят-Малахи, где за два года до этого раввин вынужден был уйти. Это был трудный выбор! Район «Нахалат Ѓар Хабад» в Кирьят-Малахи — это место, где я родился и где живут мои родители… Ребе в таких случаях велел советоваться с раввином моей общины. Я пошел к раввину Ицхаку Йеѓуде Ярославскому и изложил ему все стороны вопроса, свое мнение и мнение моей супруги. Рав выслушал и сказал: «Я знаю, что творится в общине, которую вам предлагают здесь в Израиле. Раввин, который был вынужден оставить свою должность, до сих пор не смирился с этим. Ребе в таких случаях велел остерегаться даже потенциальной возможности «залезть на чужое место». Тебе не стоит идти туда. Езжай в Сибирь и все будет хорошо». Я позвонил раву Лазару, и мы договорились о поездке в Россию.

На следующий день, в пятницу вечером, я сидел в своей квартире, и вдруг мне захотелось изучить недельную главу Торы именно по Хумашу, который находился на верхней полке моей библиотеки. Это особый Хумаш, который я получил чудесным образом. По этому Хумашу сам Ребе следил за чтением Торы! Я открыл его впервые в жизни (предварительно омыв руки), и сразу мой взгляд упал на несколько листов, вложенных внутрь. На них была напечатан конспект беседы Ребе, говорящей о посланничестве и благословляющая тех, кто отправляется в шлихут: «Пусть будет у вас правильная и успешная поездка!» Я почувствовал, как Ребе нашел способ одобрить наше решение отправиться работать в Россию, и как Ребе благословил нас. И эти благословения сопровождают нас на каждом шагу с тех пор и по сей день».

  1. Давши слово – крепись

«Не знаю, идти или отказаться» — написал мне вчера вечером молодой друг, который в начале недели был приглашен на некое мероприятие. Я объяснил ему, что мероприятие такого типа – это вечер по сбору пожертвований, и если он готов залезть в карман, пусть подтвердит свое участие, а если нет, пусть уклонится под тем или иным предлогом. У моего друга сейчас нет возможности жертвовать деньги на цдаку сверх того, что он уже дает. Но он подтвердил свое участие. И вот вчера вечером, накануне мероприятия, он спрашивает моего мнения, что делать.

Наша недельная глава начинается с повеления: «…Если кто даст обет Всевышнему или поклянется клятвою, чтобы наложить запрет на душу свою, то он не должен нарушать слова своего; все, что вышло из уст его, должен он сделать». И не только клятва. Существуют мнения в ѓалахе, что невыполнение любого данного нами слова – это нарушение запретительной заповеди. Как пишет Рамбам: «Мы предостережены не нарушать то, чем мы обязали себя, даже без клятвы… «Не должен нарушать слова своего», говорит Тора».

Каждый родитель знает, что дети иногда долго просят о чем-нибудь, и чтобы закончить разговор, мы говорим: «Ладно, сделаю тебе…» Если мы не выполняем это обещание, помимо негативного воспитательного эффекта мы можем нарушить серьезный запрет ѓалахи. Поэтому я сказал моему другу, что если он обещал пойти – он должен сдержать слово. После мероприятия мой друг рассказал: «Я не пожертвовал деньги, поскольку не мог и не собирался, но я подбодрил организаторов, похвалил их за приложенные усилия и отметил несколько оригинальных моментов вечера. И тогда я увидел, какую силу имеет доброе слово!»

Фото недели: вера, упование, избавление

«Эта книга должна быть в каждом доме», — сказал мне мой двоюродный брат несколько месяцев назад. И я приобрел книгу, написанную р. Ѓецелем Рубашкиным, в которой рассказывается история ареста его отца, рава Шалома Мордехая, его заключения в американской тюрьме и его чудесного освобождения, которое вызвало ликование во всем еврейском мире.

На этой неделе я с большим интересом прочитал первую часть книги, в которой выделяются три слова: Вера, Упование, Избавление. Три эти слова сопровождали р. Шалома Мордехая Рубашкина во всех его испытаниях, три слова, которые он повторял сам и твердил всем, слова, которые сделали его примером упорного следования еврейской точке зрения на мир: Творец мира — единственный, кто совершал, совершает и будет совершать всё.

Книга рассказывает о его жизни и событиях, которые он пережил в течение почти трех десятилетий в Америке. Эта страна гордится своей демократией и либерализмом, но умеет играть с законом, чтобы подавить слабого. Однако р Рубашкин, как верный хасид, преданный Торе, стойкий в своем уповании, следовал книге «Ховот ѓа-левавот» и вышел на свободу. Это книга для всех, кто хочет жить верой, а не просто знать о ней. Вы можете прочитать ее на иврите и на английском.

«Восьмой день Хануки. Осталось несколько минут до захода солнца. Прошли сутки с тех пор, как мне сообщили, что апелляционный суд, высшая судебная инстанция США, приговорил меня к тому, чтобы я не видел света свободы еще восемнадцать лет. Несомненно, мои противники в этом процессе праздновали свою победу надо мной. Да, они победили по правилам игры, в которую они играли. Но я играю по другим правилам! Я принял эту новость так, как должен принимать ее еврей. Я возложил свою надежду на Всевышнего и был уверен, что Он спасет меня. Я положил на стол мацу и банку тунца и сел за трапезу последнего дня Хануки, чтобы продолжить чудеса Хануки на все дни года. Едва успел я съесть немного мацы, как дверь внезапно открылась…»

Второе имя р. Шалома Мордехая было дано ему при обрезании в честь рава Мордехая Дубина, хасида ХАБАДа, выдающегося еврейского общественного деятеля в межвоенной Европе. Он был депутатом парламента Латвии, занимал другие важные должности и сгинул в застенках НКВД. Перед одним из судебных слушаний по делу Рубашкина мой двоюродный брат, рав Шалом Духман, попросил меня организовать миньян для молитвы на могиле рава Дубина, похороненного на кладбище в Малаховке, за успех Ш.М.Рубашкина.

На фотографии: книга, а на заднем плане – праздник в Москве по случаю освобождения р. Рубашкина в США.

Гут шабес, ходеш тов

Шие