Моменты недели – глава Вайешев

Моменты недели – глава Вайешев

Лучше ангела Михаэля / Ребе сам поднимал мусор / Речь Главного раввина / Он всё-таки выступил!

1 Учились два товарища

«Здесь присутствует Давид Хонелидзе, стоит дать ему вызов к Торе». В прошлый Шабат рав Менахем Мендл Виленский был особенно рад – он радовался результату большого труда его и его супруги. В рамках организации «Яхад», которой он руководит, они приблизили к еврейской традиции девушку, отличницу одного из университетов Москвы, и удостоились на этой неделе увидеть ее помолвку с достойным женихом, студентом ешивы.

Я наблюдал за женихом, когда он произносил благословения на Тору, и перед моими глазами всплыл праздник Симхат Тора шесть лет назад. Я сейчас воочию увидел подтверждение старого хасидского изречения: «Хасидское собрание может достичь даже того, чего не может достичь ангел Михаэль».

Двоих юношей – один учился в университете, другой в школе «Месивта» — «поймал» Главный раввин России р. Берл Лазар на большом фарбренгене во время праздника Симхат Тора 5779 года. По правде говоря, я не верил в возможность перемен. Но рав настаивал. Говорил, обнимал, излучал любовь и требовал перемен, пока не получил от обоих обещание. «Завтра в девять утра я жду вас здесь», – сказал он в конце долгого фарбренгена. «Без шансов», – подумал я про себя. Но в девять утра оба явились к раву.

С удивительной отеческой заботой он начал прокладывать их путь. Они начали учиться в ешиве, однако дорога не была простой ни для них, ни для р. Лазара. Но он говорил с ними раз за разом, поддерживал и подбадривал.

И вот – рав Шнеур Залман Нехаенко, женатый и молодой отец, сегодня служит раввином Липецка. Рав Нехаенко с деликатностью и большой преданностью, мудростью и огромной доброй волей знает, к кому обратиться и как передать духовную и материальную помощь евреям в городах области, а у себя в Липецке строит микву. А Давид Хонелидзе усердно учится в старшей ешиве, и примерно через три месяца будет свадьба.

Даже для ангела Михаэля такой результат – за пределами возможностей!

2 Синагога должна быть домом

Один из моих сыновей обратил моё внимание на запись выступления Главного раввина России р. Лазара, которое он произнёс в синагоге 770 перед тысячами участников собрания в Рош ходеш кислев около трёх недель назад. Эти слова основаны на недельной главе Вайеце, но они актуальны всегда, и я выписал из них две важные мысли:

«Есть глубокий принцип единства, который можно извлечь из истории о камнях, которые собрал наш праотец Яаков вокруг себя по пути в Харан. Вначале камни спорили между собой – каждый хотел стать особым местом, на которое праведник положит свою голову. Всевышний сотворил чудо и превратил их в один камень. Возникает вопрос: голова Яакова ведь не увеличилась, и он всё равно положил её только на определённое место этого большого камня, а другие места остались, казалось бы, с тем же, с чем и были – они не были опорой для праведника. Почему это уже не мешает камням? Когда они стали единым камнем, им уже не важно, на какую сторону праведник положит свою голову. Они стали единой сущностью.

И у нас иногда может возникнуть своего рода «спор камней», когда каждый хочет быть ближе связан с Ребе, каждый хочет «пробиться» к святости по отдельности. Но такой подход происходит из представления, что мы отдельные люди, соревнующиеся на пути к цели. А это не так! Мы все братья, более того – мы все едины, и когда мы действуем в единстве, мы все становимся связанными с праведником, не беспокоясь о том, кто ближе.

В кислеве 5748 года я впервые приехал в Советский Союз с миссией от Ребе. Когда я впервые вошёл в синагогу «Марьина Роща», я встретил хасида реб Гече Виленского, образец хасида, духовный наставник для всех учеников и баалей-тшува. В то время окончательно завершился «процесс о книгах» библиотеки Агудат хасидей Хабад в Бруклине, Хабад победил. Я рассказал об этой победе реб Гече, и он ответил словами, которые я запомнил: «Слава Б-гу, у Ребе больше не будет огорчений». Для него здесь не было никакого личного триумфа, вся его мысль была о том, чтобы у Ребе не было печали и огорчений.

Каждому хасиду должно быть ясно, что главная цель – доставить удовольствие Ребе. Мы всегда должны спрашивать себя: принесёт ли мой поступок ему удовольствие или огорчение? Когда есть единство между хасидами – это приносит удовольствие. Когда заботятся о том, чтобы ещё один еврей исполнял заповеди или изучал хасидизм – это приносит удовольствие. У меня нет и тени сомнения, что в момент, когда мы все будем действовать в миссии Ребе в единстве и сердечности, мы удостоимся избавления и спасения.

В Торе рассказывается, что когда наш праотец Яаков спал на горе Мория, он сказал, проснувшись: «Действительно, есть Всевышний в этом месте, а я не знал. Как страшно это место, это не что иное, как дом Б-жий», и Раши объясняет: «Если бы я знал – не спал бы в таком святом месте». Отсюда мы учим о святости каждой синагоги, «малого святилища», где нельзя вести себя легкомысленно и следует уважать её и заботиться о её внешнем виде.

У Ребе мы видели особое внимание к почитанию синагоги, он всегда следил за её чистотой и святостью. В молодости мы знали, что прежде чем Ребе войдёт в 770, мы обязаны убедиться, что на полу нет никакого мусора, потому что если Ребе замечал мусор, он наклонялся и поднимал его сам.

Ребе также требовал, чтобы синагога была местом, в которое приятно войти, чтобы укрепиться в Торе, молитве и добрых делах. Однажды он посвятил целую беседу тому, что евреи приходят в синагогу, а у них нет возможности выпить чашку кофе и перекусить. Синагога – это место, где собираются евреи, это наш настоящий дом. Нужно заботиться, чтобы он был чистым и просторным, чтобы в нём было место повесить пальто, чтобы подавались кофе и угощения. Именно так синагога станет местом, где укрепляются в Торе и молитве!»

3 Речь рава Лазара на празднике 19 кислева

Дорогие друзья, гут йом-тов, с праздником!

Сегодня – «праздник всех праздников», Новый год хасидизма, а также мы отмечаем 25-летие Московского еврейского общинного центра. Следует сказать точнее: синагога в Марьиной Роще существует уже около ста лет. В самые сложные времена она не прекращала работу. Подпольная еврейская жизнь велась здесь. Когда я впервые приехал в Советский Союз (да, ещё в Советский Союз), здесь был центр хасидизма в СССР.

Мы помним тот день, когда открыли Московский еврейский общинный центр в присутствии Президента России. В России впервые был создан такой большой общинный центр. Тогда это было настоящим прорывом. В 1990-х годах в России было много случаев антисемитизма, даже в Москве дважды пытались взорвать синагогу… Да и в течение ста лет до этого отношение к евреям было плохим. Сегодня нам и представить сложно эту обстановку.

Я расскажу вам историю, которая произошла в этой синагоге 80 лет тому назад, на первый взгляд странную, но дающую возможность понять, что такое 19 кислева. В архивах КГБ сохранился отчёт некоего агента о праздновании 19 кислева в синагоге «Марьина Роща» в 1944 году. Там говорится, что уже за несколько недель до 19 кислева хасид Берл Левертов собирал со всех деньги, чтобы устроить большой фарбренген. Он взял какую-то сумму даже у администратора синагоги, который, как всем было известно, был доносчиком. Берл Левертов купил водку и закуску, собралось много хасидов, в том числе раввин синагоги Натан Нета Алевский. Это был замечательный раввин. Он получил раввинский диплом от гаона из Рогачова, был раввином в Иркутске, оттуда приехал в синагогу Марьина Роща. Он был не хасидом, это был литовский еврей, но очень мудрый и уважаемый человек. И вот кто-то предложил: «Пусть раввин скажет пару слов в честь праздника». Но Берл Левертов вскочил на стол и сказал: «Нет, сегодня хасидский праздник, а наш раввин – не хасид, и поэтому сегодня будем говорить мы». На следующий день праздник продолжался в домах других хасидов, но там агент КГБ уже не присутствовал и поэтому отчёт об этих фарбренгенах он не составил.

Этот рассказ странен. Берл Левертов относился к раву Алевскому с большим уважением, это был раввин его синагоги. Они вместе сохраняли еврейскую жизнь в советской Москве. Как же он мог публично сказать: «Сейчас раввин выступать не должен, потому что он не хасид»?

Чтобы понять это, поясним, что рав Алевский был сторонником движения «мусар». Это весьма благородное этическое движение в еврейской традиции, и главная цель еврея, согласно «мусару» — исправлять свои грехи и неустанно бороться со злом в себе. Всё сложное и болезненное в жизни еврей «мусара» воспринимает как наказание за его дурные поступки. А что говорили основатели хасидизма, Баал Шем Тов, Алтер Ребе? Разумеется, — говорили они, — необходимо исправлять свои грехи. Разумеется, — говорили они, — бывают наказания Свыше. Но в каждый момент времени мы ведь можем делать только одно дело. Давайте вместо копания в себе заниматься исправлением мира! Давайте творить добро, и ещё добро, и ещё добро. Если происходит что-то сложное и болезненное, вместо «уходи от зла» — «твори добро».

И хасид Берл Левертов подумал так: Если сейчас выступит рав Алевский, он будет говорить нам о страданиях Алтер Ребе при аресте, о преследованиях евреев в его время и в наше время. Не сегодня, пожалуйста! Сегодня – хасидский день, а хасиды не горюют о вчерашних бедах. Хасиды готовятся действовать сегодня и завтра.

Вернёмся к сегодняшнему дню. На наших глазах происходят трагедии. Наши братья в Стране Израиля в опасности. Недавно убили шалиаха в Дубае, р. Цви ѓа-коѓена Когана. Если бы мы спросили еврея «мусара», он сказал бы: «Это потому, что мы грешны. Нужно ещё и ещё раз проверить наши поступки, исправить наше поведение, и тогда это Б-жественное наказание нас минет». А хасид скажет: «Произошли трагедии. И нашим ответом на эти трагедии должно быть увеличение и усиление добра. Всё время потратим не на борьбу с нашими внутренними недостатками, а на озарение мира светом!»

Тридцать один год назад мне ночью позвонил р. Борух Горин: «Синагога горит! Наша Марьина Роща горит!» Я прибежал – синагога в огне, пожарные заливают пламя, но здание старое, деревянное… И к утру, когда собрались прихожане на молитву, было ясно: синагоги практически нет. Мы стояли и плакали. Это ведь знаменитая синагога в Марьиной Роще, она держала московское еврейство сто лет. Почему это? За что это? Однако хабадники говорят, что в любавичском хасидизме «нито кейн фарвос» — не спрашивают «за что». Старый хасид р. Йехиэль Фрид сказал: «Синагога может сгореть – это ведь брёвна и кирпичи. Но то, что в наших душах, никогда сгореть не может. Поэтому слёзы здесь неуместны!» Я стоял, слушал и говорил себе: «Учись, как хасид должен реагировать на трагедию». И я сказал всем: «Не отчаивайтесь. Мы построим новое здание синагоги. И не деревянное – бетонное, и не двухэтажное – четырёхэтажное». И мы построили, и даже не четырёхэтажный – семиэтажный еврейский центр, а ещё еврейские школы, а ещё еврейский музей, а ещё множество проектов. Все эти проекты начались тогда, когда многие считали, что еврейство России пришло к своему завершению, все разъехались или вот-вот разъедутся. Но хасид сказал: «Никто не сможет сжечь то, что внутри нас». Российские хасиды традиционно поют песню по-русски: «И в воде мы не утонем, и в огне мы не сгорим».

Мы, любавичские хасиды, не спрашиваем «за что». Мы спрашиваем «зачем». Что от нас ожидается в теперешней обстановке? Вот нечто случилось с нами – для какой цели оно случилось?

Когда арестовали Алтер Ребе, к нему подошёл его шурин и спросил: «Что нам теперь делать?» Алтер Ребе ответил: «Пошлите вестника к рабби Леви-Ицхаку из Бердичева». Когда вестник приехал в Бердичев, рабби Леви-Ицхак спросил его: «А реб Шнеур-Залман переживал?» «Да, переживал». «А это было внутреннее переживание или внешнее?» «Наверное, только внешнее». «Откуда ты знаешь?» «Я видел, что он забыл взять запасные сапоги, но талит и тфилин он не забыл».

Рабби Леви-Ицхак открыл Пятикнижие и прочитал: «И увидел Яаков, что есть шевер в Египте». Что говорит Раши? Слово «шевер» может означать и «хлеб», и «надежда». Яаков увидел, что в Египте есть хлеб, который спасёт его семью от голода, и увидел также, что в Египте, в пропащем месте, есть надежда для всех. И сказал рабби Леви-Ицхак: Слово «шевер» можно прочитать и как аббревиатуру: Шнеур Бен Ривка, так зовут Алтер Ребе. Видишь? «Шевер», надежда, есть для Шнеур Бен Ривка даже в самом пропащем месте, даже в тюремном заключении. Оттуда придёт спасение для всех!

Ребе Рашаб говорил об аресте Алтер Ребе так: «Чтобы из маслины получилось масло, её нужно давить. Без давления – масла не будет». В тот момент, когда маслину давят, это уже не съедобный плод, и это ещё не масло. В этот момент не видно пользы от давления. Но мы знаем, что она будет! Так и здесь: после освобождения Алтер Ребе из-под ареста распространение хасидизма пошло намного интенсивнее и легче. «Спуск для нужд подъёма», как говорит каббала и хасидизм. Свет виден только из темноты.

Алтер Ребе учил: «Зло не может исходить Свыше». Это принципиально невозможно, ибо Б-г есть Добро. А значит, если ты видишь трудное, сложное, болезненное – это не помеха сошла к тебе Свыше, а подмога. Такой взгляд на жизнь кажется трудным, и чтобы усвоить его, нужен «битуль». Ключевое хасидское слово: самоустранение перед волей Всевышнего. То, что происходит со мной – это звено в великом плане Всевышнего, и я должен выполнять сейчас возложенные на меня Всевышним обязанности. Не о себе я должен думать, не о том, что я претерпеваю, а о цели моей жизни, о том, как я в этих новых обстоятельствах буду выполнять мою миссию.

А как добиться такого «битуля»? Осознать, что ничто в мире не случайно. Любое и каждое событие в каждый момент времени произведено Всевышним, а значит, Он этого хотел, потому что Ему это нужно. На что же тут жаловаться, как же можно огорчаться из-за наступления очередного этапа великого вселенского плана? Не глупо ли это?

Так хасиды и живут. Когда трагически погиб р. Цви Коган в Дубае, реакция хасидов Хабада была: «Мы построим в Дубае новый еврейский центр». Во всём мире новые и новые молодые хасиды готовы ехать в шлихут, потому что наша реакция на трагедию – увеличивать свет, творить добро.

Аналогично развивались события и во времена ареста Алтер Ребе. Его противники хотели задавить движение хасидизма, хотели, чтобы не только они, но и власти Российской империи боролись против хасидизма. Ну и что вышло? Именно благодаря их усилиям задавить хасидизм он стал распространяться гораздо шире!

В этом году на 19 кислева приходится отрывок из недельной главы Вайешев, где рассказывается, как жена Потифара соблазняла праведного Йосефа. Он не соблазнился, тогда она оклеветала его и его бросили в тюрьму. Казалось бы, что может быть хуже? Однако именно поскольку Йосеф находился в тюрьме, он смог начать восхождение к трону фараона, к должности его советника, премьер-министра Египта, а благодаря этому в Египте оказались все евреи, а в результате этого они вышли из Египта и произошло главное событие мировой истории – дарование Торы. Кто мог это предвидеть? Никто, даже пророк, праотец Яаков этого не предвидел. А Всевышний решил так изначально, решил – и исполнил.

И мы, когда с нами происходит что-либо нежелательное, должны вспомнить эту историю Йосефа. Если даже сам праотец Яаков не видел тогда её положительных последствий, неудивительно, что мы не видим положительных последствий происходящего с нами. А они будут!

Чтобы положительные последствия произошли, их должны привести мы. Нам надлежит принять добрые решения на будущее и начать осуществлять их. И мы пойдём дальше и дальше, навстречу Машиаху. С праздником!

Фото недели: Выигрыш

Одна из больших заслуг в организации празднования 19 Кислева – это подготовка доллара Ребе, который будет разыгран во время мероприятия среди многочисленных участников. Написание, оформление и печать удостоверения, представляющего доллар, который Ребе вручил в один из годов с благословением «браха ве-ѓацлаха». Уже несколько лет купюры для этой цели передает раввин Бейт-Хабада на Арбате в центре Москвы, рав Яаков Кляйн. Каждый год это вызывает большое волнение среди гостей, покупающих билеты в надежде выиграть этот доллар. Но откуда столько купюр у р. Кляйна?

«На каждой раздаче долларов Ребе, как на знаменитых воскресных раздачах, так и в других различных случаях, в конце длинной очереди получающих Ребе давал доллар также команде, которая была вокруг него и помогала. А в конце также оставлял себе один доллар на цдаку, который клал между страницами своего сидура», – рассказал мне на этой неделе рав Кляйн. Его отец, р. Биньямин Кляйн, был секретарем Ребе и получал купюры на каждой раздаче. «Каждый раз отец записывал рядом с купюрой дату, когда удостоился получить ее», – и р. Яаков Кляйн передал мне конверт, на котором написано: «19 Кислева 5745 г.». Я смотрю и понимаю, что с тех пор прошло ровно сорок лет.

Вчера ко мне зашёл новый посланник р. Хаим Давид Паер, который в этом месяце отправился в Набережные Челны. Он увидел доллар, подготовленный для большого праздника, и сказал мне: «Рав Лазар велел мне быть в этом году на празднике Освобождения здесь в Москве, я привёз с собой главу общины и нескольких людей из нашей общины. Рав Лазар также поручил мне сказать несколько слов во время мероприятия. Я передал это р. Мордехаю Вайсбергу, но он ответил мне, что программа уже составлена и нет места для дополнительного выступающего. Но главное, чтобы мы вместе радовались».

Вчера вечером мы пригласили друга общины Исая Захарьяева подняться на сцену и провести лотерею. Тишина и большое напряжение царили среди всех участников во всех залах, где присутствовали многочисленные празднующие, и когда был объявлен победитель в лотерее, бурные аплодисменты заполнили пространство большого зала. «Хаим Давид Паер!»

«Алтер Ребе произносил слова «пада бешалом нафши» (избавил в мире душу мою), когда ему сообщили, что он освобождён из заключения. Суть праздника – это избавление. И моя душа удостоилась избавления. Начиная с детства, с помощью посланника и раввина Казани р. Ицхака Горелика, и во время учёбы здесь в образовательных учреждениях Московской общины, и до выезда в шлихут с моей семьёй».

Победитель лотереи р. Хаим Давид Паер всё-таки выступил, точно по указанию Главного раввина России р. Лазара, хотя программа была уже закрыта. И я подумал: Рав Лазар поручил ему говорить, и он выступил, но рав Лазар не поручил нам предоставить ему время для речи. И всё получилось по Б-жественному провидению!

Гут шабес, гут йом тов

Шие