Моменты недели – глава Вайеце

Следите за сумками / Неожиданная встреча / Знать свою ценность / Почему евреи уподоблены виноградной лозе?

  1. Вернувшийся талит

Когда я вышел из терминала и пошел к такси, шёл дождь со снегом. Но такси не приехало. Я вернулся в здание аэропорта, где приземлился час назад, и заказал другое такси. Время позднее, погода холодная, и всё, о чем я мечтаю в эти минуты – как можно быстрее добраться домой и успеть поспать несколько часов до утренней молитвы. Но как гласит старая пословица, «человек предполагает, а Б-г располагает». Через какое-то время я снова вышел на под дождь к прибывшему такси. Водитель открыл багажник, чтобы положить мой чемодан, и вдруг я замечаю, что сумки с талитом и тфилин со мной нет!

По наставлению моего отца, с первого раза, когда я летел в самолете с тфилин, я никогда не сдавал их в багаж – изуважения к тфилин, которому не подобает находиться в чемодане, который будут бросать на тележку и на конвейер. Кроме того, это дает возможность помочь другому еврею наложить тфилин в пути. В этот раз я не смог положить тфилин в тележку, которую взял с собой в салон, и держал сумку отдельно. Куда же она пропала? Извинившись перед водителем за отмену поездки, я побежал обратно в терминал, в зал прилета. Но сколько я ни пытался восстановить свой путь от самолета до улицы, я не мог понять, где «посеял» сумку.

В таких случаях нужно обращаться в бюро находок, куда я и пошел. Но там моей сумки не нашли. Сотрудник бюро находок посоветовал обратиться в отделение полиции. Я укрепился в вере, что всё, что делает Всевышний – к лучшему, и успокоился. Вместе с дежурным мы просмотрели камеры безопасности, снимавшие происходящее в зале прилета в последний час. Вот он я, на экране, иду к выходу. «Обратите внимание, что происходит с вашей сумкой» – сказал мне дежурный, заметив своим острым глазом, как сумка соскальзывает с моего плеча на пол, а я этого не замечаю. Проходит несколько секунд, и прохожий видит сумку, поднимает её и берет с собой. Хотя на ней есть наклейка с моим именем и контактными данными на трех языках, я беспокоился о том, что будет дальше.

«Что нам сейчас делать?» — спрашиваю я дежурного. Он успел проверить еще несколько камер наблюдения и пришел к выводу, что прохожий отнес сумку в бюро находок. Мы пошли туда вместе, дежурный полицейский поговорил с сотрудником, тот поискал в недавно прибывших вещах – и моя сумка с талитом и тфилиномпередо мной! Я был на седьмом небе от счастья, жал руку полицейскому, снова и снова благодарил его. Он пригласил меня поговорить снаружи, я добавил благословения ему и его семье, и только когда он увидел, что я не понимаю намека на «немедленное исполнение благословений», он оставил меня и вернулся к своим обязанностям.

  1. Случайных совпадений нет

«Большое спасибо вам и вашему двоюродному брату из Москвы. В этом мире нет случайных совпадений. Моя молитва была услышана. Спасибо Всевышнему и всем творящим чудеса в месяце кислев. Ирина». Это сообщение передал мне вчера мой двоюродный брат р. Моше Гольденберг, который помогает больным в различных медицинских центрах Иерусалима.

Он встретил врача – репатриантку из России, которая в связи с тяжелым положением в Стране Израиля укрепилась в своей приверженности еврейской традиции.В свое время она попросила его помочь достать Теѓилим с переводом на русский язык, Моше обратился ко мне, и я отправил ему из Москвы книгу Теѓилим с личным посвящением и Главного раввина России р. Берла Лазара. Я писал об этом в одном из блогов.

Несколько недель назад двоюродный брат написал мне:«Ты не представляешь, что эта книга Теѓилим сделала для неё! Теперь она спрашивает, есть ли книга по ѓалахе на русском языке». Через несколько дней Ирина уже получила «Кицур Шулхан Арух» с переводом на русскийи сразу написала ему: «Большое спасибо за книгу. Как вы и ваши друзья помогаете мне! Теперь осталось только найти хорошую учительницу, с которой можно заниматься».

Моше попросил меня о помощи – «желательно найти кого-нибудь в Бейт-Шемеше». Я обратился к одному из шалиахов в Бейт-Шемеше р. Янки Шварцу, который направил меня к р. Моше Сандомирскому, который вместе со своей супругой много делает для русскоязычных жителей города. Выяснилось, между прочим, что равСандомирский меня знает, так как семья его жены быласоседями моих родителей. Конечно же, он помог и нашел для Ирины семью, поддерживающую ее в еврейской традиции.

И когда Ирина встретилась со своей новой учительницей, оказалось, что они знакомы! Несколько лет назад ее пригласили на пасхальный седер в русскоязычную семью в Бейт-Шемеше, но она не запомнила ни имени, ни адреса, и с тех пор все время хотела найти ту добрую семью. И вот они!

Вчера мой двоюродный брат написал мне: «Врач встретила меня со слезами и сказала, что это чудо! Таженщина, которую ты рекомендовал ей как учительницу – это та самая хозяйка пасхального седера, которую она уже несколько лет вспоминает добром. Она передает тебе благодарность».

  1. Ответ на незаданный вопрос

Несколько дней назад я разговаривал с одним из моих сыновей, которому посчастливилось быть в этом году на Симхат Тора у Ребе. Принято, что перед ѓакафот в СимхатТора, чтобы духовно подготовиться к ним, проводят фарбренген. Сын обратился к своему духовному наставнику со времен учебы в старшей ешиве «ТомхейТмимим» в Брюнуа во Франции, р. Исраэлю Сегалю, и тот взял его с собой к своему дяде р. Мендлу Волосову, в Краун-Хайтс. И вот что рассказал р. Волосов:

— Сейчас я в первый раз рассказываю об этом. Когда я был учеником ешивы, я получил возможность войти на аудиенцию к Ребе. Я хорошо подготовился, записал все свои различные трудности и все вопросы, на которые хотел, чтобы Ребе ответил. Всё описал, кроме самого тяжелого, что лежало на моей душе. Тогда я был юношей без уверенности в себе, чувствовал себя ничтожным и боялся каждого дела. Это душевное состояние отягощало меня, и о нем я не осмелился спросить.

Ребе взял у меня записку, которую я ему подал, быстро просмотрел её и начал отвечать – отвечать на тот главный вопрос, который я вовсе не написал! Я почувствовал, что стал свидетелем проявления провидческого духа. Ребе сказал мне, что каждый должен знать свою ценность и не принижать себя в своих глазах слишком сильно. Эти слова поставили меня на ноги. Затем Ребе ответил мне и на остальные вопросы, которые были в записке.

Мы знаем, что всё плохое в мире проистекает из гордыни или эгоизма. Драки и войны, споры и ссоры людей происходят из-за того, что каждый считает, что ему что-то «полагается» лишь потому, что он – это он. Если бы человек осознавал, что на самом деле ему ничего не «полагается», если бы он достиг самоустранения, не было бы никаких конфликтов. Но есть большая разница между гордыней и осознанием собственной ценности. Человек может и должен осознавать, что обладает такими-то качествами и способностями – и вместе с тем не должен думать, что в силу этого он заслуживает чего-то от окружающего мира.

А что будет, если человек не будет осознавать собственную ценность? Так говорит Ребе в книге маамаров 5712 года: «И говорит нам наше дурное начало: «ведь ты знаешь свое истинное состояние, как же ты можешь думать, что твоим служением Всевышнему хоть чего-то достигнешь?» Значит, в начале служения мы должны обладать осознанием своих достоинств, чтобы не поддаваться на уловки дурного начала и служить Всевышнему. Ведь осознание своих достоинств не только не противоречит служению Всевышнему, но и помогает ему».

Фото недели: виноградный лист

Вернувшись домой, я открыл чемодан и достал подарок, привезенный из Страны Израиля, и обратил внимание, что он по форме напоминает виноградный лист. О стихе из пророков «Виноградную лозу из Египта перенес Он», мидраш говорит: «Почему Израиль сравнивается с виноградной лозой? Как виноградная лоза опирается на подпорки из мертвых деревьев, так и Израиль живет, опираясь на мертвых – на праотцев».

Подарок этот я получил от отца, который в свою очередь получил его от своей старшей сестры, в доме которой долгое время жила наша бабушка. После ее кончины одиннадцать месяцев назад ее дочь – моя тетя – собрала вещи, принадлежавшие бабушке, и раздала всем своим братьям и сестрам. И мой отец подарил мне маленький поднос в форме виноградного листа.

Когда я показал его дома, мы решили, что будем использовать его для спичек, которые нельзя тушитьпосле зажигания субботних свечей: их нужно класть на подходящую огнестойкую поверхность. Теперь под час зажигания свечей, когда молятся за детей, мы будем вспоминать и о том, откуда мы пришли. О нашей бабушке, которая в своем доме в Лондоне в канун каждого Шабата и праздника после зажигания свечей молилась о нас. Она вспоминала своих детей, внуков, правнуков и праправнуков и молилась о том, чтобы они шли путем Торы, Б-гобоязненности и добрых дел.

Вчера вечером в пятницу я приготовил субботний стол и свечи. От имени Аризаля говорят, что в этом есть исправление греха золотого тельца. Ведь в нем участвовали только мужчины, поэтому именно они должны готовить субботние свечи для зажигания. Как пишет мой далекий предок РАМА: «Принято зажигать фитиль и гасить его, чтобы он был обожжен и хорошо принял огонь», и я немного обжег фитили. Я всмотрелся в маленький поднос в форме виноградного листа, и детские воспоминания о посещении бабушки всплыли во мне. Бабушка научила нас многим вещам, и в частности: довольствоваться малым, жить с внутренней радостью, видеть в других хорошее и молиться за детей.

Гут шабес,

Шие