Моменты недели – глава Ваишлах

Подруги еще до рождения / Мелочей не бывает / Как повис потолок синагоги / У нас новый президент!

1 Добро порождает добро порождает добро

«Можно еще раз услышать историю о том, как вы познакомились с руководителями организации? Ту, которую я слышал от вас, когда мы встречались на Манхэттене». Так я попросил нашу гостью Лею Биренбаум в прошлый Шабат вечером, после трапезы в нашем доме. И гостья рассказала её снова. Эта история – пример осуществления слов Коѓелета: «Пусти хлеб свой по водам, и по прошествии многих дней найдешь его».

— Когда мои родители были молодой парой в первый год после свадьбы, они познакомились в синагоге возле своего дома в Монси с другой молодой парой. Однажды утром отец видит, как эти супруги грустно стоят на улице с несколькими чемоданами и сумками. Хозяин квартиры выселил их без предварительного уведомления, и они срочно искали новое жилье. «Идёмте к нам», — сразу сказал мой отец, и они с благодарностью приняли приглашение.

Жена была беременной. Моя мама, которая тоже была беременной, без колебаний поселила их в свою спальню, а сами мои отец и мать перешли спать в соседнюю маленькую комнату на небольшие кровати.Так и жили они «в коммуналке» несколько месяцев, пока гости не нашли подходящее жилье. Сразу после этого родилась я, а у них родилась Фруми, ставшая моей подругой.

Через некоторое время наша семья репатриировались в Израиль. Годы прошли, я выросла и вышла замуж, и однажды нам срочно понадобилось лететь в США для лечения нашей дочери Ципоры в больнице «Вейл Корнелл» на Манхэттене…

Моя гостья сделала перерыв, а я пока вспомнил обстоятельства, при которых слышал ее рассказ в прошлый раз, более пяти лет назад. Однажды утром я встретил в Москве Шломо Биренбаума из района Рамат Шломо в Иерусалиме, который летел со своей семьей в США. Он рассказал, что их дочь госпитализирована на Манхэттене, и они едут к ней на Песах. Во время моего визита в США через несколько месяцев я поехал к ним на Манхэттен и встретился с ними в прекрасной квартире у реки Гудзон. Что это за квартира, как они смогли ее достать?

Оказалось, что та Фруми, о которой рассказывала Лея Биренбаум, ее подруга, выросла основала медицинскую организацию под названием «Бейн иш у-вейн ахив», что можно перевести как «Друг другу».Эта организация помогает с медицинскимиконсультациями и поддержкой приезжающим на лечение на Манхэттен. И когда приехала Лея – та самая, с которой они познакомились еще, если можно так сказать, до того, как появились на свет – Фруми обеспечила их подходящей квартирой на все месяцы, пока родители находились с дочерью Ципорой. К сожалению, лечение не удалось, Ципора ушла из мира 18 элула 5780 года и похоронена в Стране Израиля.

Что же сделали Шломо и Лея Биренбаум после трагической кончины дочери? Они продолжили цепь добра и сами стали помогать больным. Они готовят «фруктовые тарелки» с добавлением выпечки и раздают их каждый день в двух медицинских центрах Иерусалима. Добрые люди жертвуют на это деньги, другие добрые люди помогают им готовить «фруктовые тарелки», приходя к ним домой, и одно добро влечет другое добро.

2 «Кто со мной?»

«Путешествие в Москву было незабываемым! Как для меня, так и для сотен людей, которые узнали о нем через меня, вместе со мной. Я уверен, что не забуду этого всю жизнь. В поисках особенной еврейской общины в мире я понял, что происходящеев России под руководством р. Берла Лазара — это лучшее, с чего можно начать поиск».

Так начал религиозный видеоблогер Дуди Каплер итоговый выпуск о своем визите в Москву около месяца назад, и об этом я написал в ту же неделю. Иоказывается, что у репортажей Дуди есть волнующее продолжение!

В полете в Самару мы с ним беседовали о том, есть ли у каждой исполненной нами заповеди вес и значение на Небесах. Я представлял точку зрения хасидизма: Всевышний так желает исполнения нами заповедей, что каждое действие еврея, даже самое маленькое, считается у Него великим деянием. Рав Лазар сидел рядом и учил Тору. Он услышал нашу беседу, оставил свою учебу и со всем пылом начал объяснять Дуди, как Всевышний ценит каждое действие еврея. Каждая заповедь является частью духовного путешествия, которое соединяет человека со Всевышним и влияет на весь мир, даже если мы не всегда видим это напрямую.

Беседа продолжалась долго, и в конце Дуди пришел к выводу, что хотя он занимается многими добрыми делами, он не может игнорировать «мелочи», поскольку это не мелочи. И он принял на себя обязательство пропагандировать заповедь наложения тфилин. Он начал публиковать каждое утро фотографию своей руки с ремешками тфилин, обмотанными вокруг неё, с заголовком: «Кто со мной?» И к нему хлынул поток фотографий! Многие из пославших их только благодаря этому проекту стали накладывать тфилин или помогать с этим другим.

В беседе о нашей главе Ваишлах Ребе говорит о заповедях и их сравнительной ценности:

«Заповеди – это выражение высшей волиВсевышнего. Они различаются, так как мудрецыговорят, что есть заповеди «легчайшие из легких» и есть «строжайшие из строгих» . Но их оценка совершенно нас не касается! Сказано: «не взвешивай заповеди Торы». Во всех заповедях должна быть одна и та же тщательность, потому что несмотря на различия между заповедями в их содержании и условиях выполнения, все они являются волей Его, благословенного, «который освятил нас Своими заповедями и повелел нам». Это одинаково для всех заповедей. Как Всевышний хочет исполнения «строгих», так Он хочет и исполнения «легких».

3 Адмор, спасший молящихся

Одно из мест, которое знающий историю города каббалистов Цфата посетитель не пропускает, прибыв в этот прекрасный город – это синагога «Овруч», еще с 19 века расположенная в сердце Старого города. Она открыта в основном по Шабатам и праздникам, и её постоянные прихожане, старожилы Цфата, заботятся о её содержании. Я посещал её в детстве с семьей, и позже, со своими детьми. Я привел их сюда во время экскурсии по живописным переулкам древнего Цфата, полного очарования. Удивительная история этого здания высечена в камне возле его входа:

«Как священно это место. Дом учения р. Авраѓама Давида, адмора из Овруча, благословенной памяти, который предвидел великое землетрясение в Цфате в 5597 (1837) году, и благодаря его великой заслуге половина дома учения была спасена от разрушения, адмор и его ученики остались живы».

На этой неделе я беседовал с моим братом р. Матитьяѓу об этом праведнике в честь его йорцайта, который выпадает на сегодня – пятницу 12 кислева.Проведение трапезы в честь его йорцайта – великая духовная заслуга. Адмор из Овруча, автор книги «Бат аин», не оставил потомков, но мой брат открыл мне, что у нас всё же есть связь с этим праведником.

Наш прадед, р. Авраѓам Меир Брухштейн, тесть р. Шмуэля Шора, был из вижницких хасидов, а в Цфатприбыл из города Снятин. В Цфате он благодаря своей честности стал главой погребального братства хасидской общины. Он не чурался никакой общественной должности, никакой работы на благо общества, и главной его заботой была польза других.На жизнь р. Авраѓам Меир зарабатывал торговлей табаком. Он также был мастером-резчиком и вырезал поразительные узоры на деревянной мебели. В Цфате наш прадед стал хасидом святого автора «Бат аин» из Овруча.

В воскресенье недельной главы Ваэра, 24 тевета 5597 (1837) года, во второй половине дня, земля затряслась. Сильное землетрясение поразило Цфат,Тверию и всю Галилею. Погибло около двух тысяч евреев. Это был тяжелейший удар для еврейского присутствия в Стране Израиля.

Р. Авраѓам Меир был одним из тех, кто пришел в синагогу цадика из Овруча на послеполуденную молитву. Когда стены задрожали и начали рушиться, молящиеся хотели выбежать из синагоги, но праведник велел им не выходить наружу и собраться возле арон ѓа-кодеша. Праведник простёрся на земле и с плачем умолял Всевышнего совершить для них чудо.

И действительно, часть синагоги с выходом упала и обрушилась, а сторона с арон ѓа-кодешем осталась целой. Потолок висел в воздухе над головами праведника и молящихся, которые остались невредимыми! До наших дней сохранилась старая часть, а после землетрясения была отстроена часть со входом. В память о чуде и была установлена плита, на которой кратко высечено свидетельство о нем.

Наш прадед р. Авраѓам Меир скончался в Цфате в доброй старости в 5656 (1896) году, а его супруга, бабушка Гитл – в 5662 (1902) году. Оба они похоронены под одним надгробием на старом кладбище в Цфате, недалеко от святой могилы р. Йосефа Каро, и их надгробие несколько лет назад было отреставрировано членами нашей семьи.

Фото недели: Новый президент

На следующей неделе мы отпразднуем день Освобождения, 19 кислева, день, когда Алтер Ребе, автор Тании и Шулхан аруха, был освобожден из заключения в Петербурге. В этом году мы отметим вместе с этим 25-летие Московского еврейского общинного центра, история которого не уместится даже на многих страницах. С момента открытия его здания вся еврейская деятельность в Москве, да и во всей России получила новое ускорение под руководством инициатора этого проекта Главного раввина России р. Берла Лазара.

Каждый гость центральной синагоги «Марьина Роща», расположенной в МЕОЦе, знает Гришу. Наш Гриша – живая душа синагоги, неизменный староста. Цви Ѓирш Гершой пришел в МЕОЦ вскоре после начала работы синагоги, начал со сбора книг после молитвы, обслуживания миквы, пока не стал настоящим «шамесом». А кто такой шамес? Это опорный столб синагоги и всей ее деятельности.

Когда я организовал в синагоге «комнату гостеприимства», где все посетители могут получить чашку кофе и чая, напитки и кусок пирога перед молитвой или после молитвы, то через несколько лет ее работы я передал все дела тому же Грише. Не счесть, сколько людей он за эти годы накормил и напоил! Однако никто из нас не молодеет, и Гриша тоже. В некоторый момент он попросил передать руководство кому-нибудь более молодому.

Но «комната гостеприимства» без Гриши – как тело без души. «Ты будешь президентом!», — предложил я ему, и он согласился. И вот вчера, во времятрогательной церемонии Гриша передал управление «комнатой гостеприимства» р. Шломо Дышко, который давно помогает нам, габаям, в различных волонтерских делах, и теперь согласился взять на себя и этот важный проект.

На этой неделе я проехал по Мансуровской улице. Здание, стоящее на ней, было недавно в заголовках новостей: это посольство Сирии в России. Его сотрудники подняли над зданием флаг сирийской оппозиции. Старый сирийский флаг исчез со здания сразу после падения режима Асада. Президенты Асад-отец и Асад-сын правили своей страной железной рукой шестьдесят лет, убили и замучили десятки тысяч человек. Особенно мне запомнился один пример: в центральной тюрьме режима 39 (так!) лет сидел бывший военный летчик Сирии, отказавшийся когда-то бомбить население города, восставшего против режима Асада. Эти президенты хотели лишь одного: править и править дальше. А когда руководитель хочет только этого – в лучшем случае он падает с кресла, а в худшем случае разваливается и система, которой он руководит.

Так это у них. А у нас – ровно наоборот. Руководитель находится на своем посту для того, чтобы нести добро людям, самое материальное добро, и спокойно передает свой пост тому, у кого больше силы в руках, если это нужно для блага дела.

От имени всех я подготовил большое объявление на иврите и по-русски: поздравления Грише с его избранием «президентом комнаты гостеприимства», чтобы он долго правил своей «страной» в добре и приятности, в крепком здоровье и большой радости, и снискал милость в глазах Б-га и людей, и твердо стоял на своем святом посту шамеса центральной синагоги до скорого прихода Машиаха.

Гут шабес

Шие