МОМЕНТЫ НЕДЕЛИ — ГЛАВА ВАИГАШ

1. И расскажи сыну своему
Из чего был сделан трон, на котором сидел премьер-министр Египта Йосеф? Сколько языков знал Йосеф? Сколько раз он встречался со своим отцом в Египте после того, как они не виделись двадцать два года?
Ответы на эти и многие другие вопросы дают мидраши. Некоторые из подобных ответов приводит Раши в своём комментарии, другие же разбросаны по многочисленным древним сборникам мидрашей. В наше время вышло несколько компиляций агадот наших мудрецов, упорядоченных по темам или по другим критериям. Как хорошо рассказывать мидраши в субботний вечер, особенно зимой, когда вечер длинен, на столе чашка чая, за окном идёт снег, а дети слушают рассказы отца. Так было в доме моих родителей, когда я был ребёнком; также я стараюсь вести себя с моими детьми сейчас.
В центральной синагоге в шабат после полудня действует «кружок Теѓилим» для детей. Я давно уже рассказываю участникам этого кружка хасидские истории. Но несколько месяцев назад я стал читать детям различные мидраши на недельные главы Торы, и по реакции детей я вижу, какой удачной была эта идея.
Да, ответы на вопросы, заданные в начале. Трон был из куска камня, который Йосеф отсёк одним ударом, чтобы показать свою силу братьям. Йосеф понимал семьдесят один язык. А со своим отцом Яаковом он встречался в Египте после его прибытия всего дважды.

2. Шалиах выходит в шлихут
В среду вечером, ближе к полуночи, на фарбренгене в честь 5 тевета, р.Лазар заговорил о семье Друц, «отправляющейся в шлихут». Участники обрадовались, налили «лехаим» и пожелали семье шалиахов успеха. Рав Леви-Ицхак Друц рассказывает, что его семья получила новую работу в дополнение к той деятельности, которую они осуществляют сейчас в общине. Вскоре они переедут в район Куркино, откроют там Бейт-Хабад и будут распространять еврейскую традицию среди еврейских жителей районов Куркино и Химки.
Я помню, как Леви-Ицхак женился на дочери друга нашей семьи и соседа наших родителей профессора Менахем-Мендла Кричевского. Рав Леви-Ицхак и его супруга всегда были деятельными и не удовлетворялись тем, что делали ради евреев, а всегда искали большего. И вот они нашли дополнительную сферу приложения сил. Это пример для всех.

3. Это стало известно после похорон
Незадолго до наступления прошлого шабата я получил фотографию еврейских похорон в снежную бурю, в присутствии миньяна евреев. На той же фотографии — воинские почести, отдаваемые покойному. Меня заинтересовало это сочетание, но не было времени выяснять подробности, и они стали известны мне лишь вчера.
Покойный был полковником российской армии, евреем, женатым на еврейке, жившим в Калининграде. Его сын — тоже офицер, живёт в Москве. Через своего друга Натана Акебаева он попросил о том, чтобы его отца похоронили по еврейскому обряду — параллельно с обрядом воинских похорон, принятых в российской армии. Всё было сделано, несмотря на снег и ветер, собрался миньян, и еврей-полковник был похоронен в Калининграде, некогда Кенигсберге.
…Когда в 1941 г. немцы оккупировали Краснодар, нацистский офицер Курт Кристман приказал собрать всех евреев города, и большая их часть была жестоко убита. Одну из евреек города спасли её русские соседи: она быстро сменила документы на удостоверения с русской фамилией и до конца оккупации жила в квартире предложивших это соседей. Внучка той женщины, дочь её дочери, вышла замуж за сына полковника-еврея, о котором я говорил выше. Этот сын, впечатлённый тем, как провели еврейские похороны его отца, рассказал об этом жене — и услышал от неё, что и её бабушка еврейка, несмотря на её русскую фамилию, и таким образом и жена нашего офицера, и его дети — евреи по ѓалахе!
Это волнующее событие произошло благодаря тому, что мой сын, шалиах в Калининграде, р.Авраѓам-Барух, оперативно организовал еврейский погребальный обряд, а десятеро евреев Калининграда, несмотря на снежную бурю, пришли на похороны.

Фото недели: «В те дни»
Я родился и вырос в Иерусалиме и любил гулять по улочкам Старого города, чувствуя их историю. Особенно трогательны были эти прогулки в праздники: ведь по этим местам евреи шли в Храм на праздник, здесь римляне, разрушившие Храм, изгоняли евреев в плен. А с этого угла наверняка было видно здание Храма.
В середине Хануки мэрия Москвы опубликовала краткое, но интересное сообщение. Во время раскопок на улице Сретенка был найден свинцовый волчок, но не простой игровой волчок, а четырёхгранный, с буквами «нун», «гимел», «ѓей» и «шин» на гранях. То есть это дрейдл, еврейский ханукальный волчок! Его планируют передать в один из музеев города.
Пишут (https://www.mos.ru/news/item/99750073), что с 1830 г. до 1930-х г. в районе улицы Сретенка (Последний переулок, дом 1/22) находилась одна из старейших синагог Москвы, так называемая «Межевая молельня». В конце XIX — начале ХХ века синагога размещалась в наемном помещении на втором и третьем этажах здания на углу Мясного переулка (с 1907 года — Последний переулок) и улицы Грачевки (с 1907 года — улица Трубная), принадлежащего Герасиму ЙевлевичуВоробьеву. Это трехэтажный дом, построенный в 1888 году. На третьем этаже было помещение для женщин, на втором — для мужчин. Видимо, прихожанам этой синагоги и принадлежал волчок.
На исходе прошлого шабата, после зажигания ханукальных светильников и трапезы «мелаве малка» мы всей семьёй поехали в район Сретенки. Я остановил машину с электрической менорой на крыше — «провозглашением чуда» — недалеко от дома, во дворе которого был найден волчок. Я рассказал детям о еврейской жизни в старой Москве, мы представили себе детей, игравших в дрейдл здесь возле ханукальных светильников двести лет назад. Мы вспомнили о преследованиях еврейской традиции, бывших в советской России, о закрытии синагог — и о возрождении еврейской жизни Москвы. «В те дни — в наше время!»

Гут шабес
Шия