Моменты недели – глава Ваэтханан

Зачем быстро одеваться / Бар-мицва – это не праздник с гостями / «А ты убийца, что ли?» / Кризис на севере Израиля

  1. Обеденный стол – как жертвенник

Иерусалим был радостью жизни моего деда, он гордился тем, что родился в его стенах и никогда не покидал пределов Святой Земли. Он был хасидом и праведником, каждое действие которого по отношению к Всевышнему и к человеку было выверено, человеком исключительной честности. Когда ему нужно было использовать для своих нужд бумагу и ручку колеля «Хибат Йерушалаим» общины галицийских евреев, где он работал, он клал несколько монет в кассу учреждения.

Мама рассказывала мне, что однажды в юности она зашла в дом дедушки и бабушки поздним вечером и заметила, как дедушка готовится ко сну. Одежду он клал на стул рядом с кроватью исключительно аккуратно – слишком, на ее вкус. Она спросила его, зачем он так старается, и дедушка ответил с улыбкой: «Ведь мы живем близко к месту Храма, и в любой момент может прийти Машиах. Я хочу быть готовым, и как только придет Избавление, я быстро оденусь и выйду встречать Машиаха».

Девятое ава. Когда мы проходили по району Меа Шеарим по пути к Западной Стене, я остановился на улице Онег Шабат, рядом с одними из семи ворот района. Я указал на маленький двор, где жил мой дедушка р. Шие Цайнвирт, благословенной памяти, в честь которого я был назван. 54-й йорцайт его наступит на следующей неделе. Я знаю расположение двора из рассказов матери, а от других детей и внуков дедушки я слышал о различных его обычаях. Два из них я начал практиковать в своем доме с тех пор, как услышал о них.

Первый – дедушка отрезал первый ломоть халы, а затем делил его на две части, одну себе, другую – бабушке, а затем продолжал резать халу для других домочадцев. А второй — нож для халы в Шабат и праздники у дедушки был без зубцов. Возможно, причина в словах мудрецов: «когда нет Храма, стол человека искупает его грехи, как жертвенник», а жертвенный нож должен быть гладким, без изъянов и зубцов.

  1. И конечно, забросали конфетами

«Мендл, почему ты сегодня так взволнован?» — спросил я по телефону сына, который сейчас работает вожатым в лагере «Ган Исраэль», проходящем в комплексе младшей ешивы в Истре, возле Москвы. Мендл действительно был радостен:

«В моей группе есть мальчик, который неохотно участвовал в «еврейских программах», он избегал молитв, уроков Торы и прочих еврейских мероприятий. В лагере есть отдых, различные развлечения на природе – и еврейская составляющая, конечно. Три дня назад этот мальчик вдруг сообщает мне, что сегодня — еврейская дата его тринадцатого дня рождения. Бар-мицва! Я сразу спросил, почему он или его родители не сообщили об этом заранее? Он ответил, что его родители планируют устроить ему роскошное празднование примерно через месяц, и тогда он также наденет тфилин…

Я, конечно, немедленно взял тфилин и помог ему впервые надеть их. Мы собрали всех детей для специального чтения Торы, вызвали его к Торе, произнесли для него «Ми шеберах», и конечно, забросали его конфетами, как принято – к его удивлению и к радости остальных детей. С того дня произошел перелом. Мальчик начал регулярно приходить на молитвы и участвовать в уроках. Перед каждой едой он приходит узнать, какое благословение произносить до и после, и он даже постился весь день Девятого ава, по собственной инициативе!

Вчера я поговорил с ним еще раз и объяснил, что бар-мицва – это не большой праздник с гостями, все это лишь внешнее. Бар-мицва – это еврейская дата, начиная с которой он уже взрослый, то есть обязан исполнять все заповеди. Мальчик меняется на глазах. Вот она, польза лагеря «Ган Исраэль»!

  1. Без лишних вопросов

В нашей недельной главе Ваэтханан говорится, что Моше выделил три «города-убежища» в восточном Заиорданье. В эпоху Торы суд над убийцей принадлежал семье убитого, и «кровный мститель» убивал виновника. Но бывало, что убийство происходило непреднамеренно, и в этом должен был разобраться суд. Поэтому Тора определяет, что до суда такой убийца должен находиться в «городе-убежище».

А еще Тора заповедует: «Приготовь дорогу к ним». Отсюда наши мудрецы учат, что дороги к городам-убежищам должны были быть широкими, и на каждом перекрестке был установлен указатель «К убежищу» — чтобы беглец мог легко найти дорогу и спасти свою жизнь. И вот что странно. Количество непреднамеренных убийц, вероятно, было небольшим по сравнению с сотнями тысяч и паломников, поднимавшихся в Иерусалим трижды в год. А заповеди поставить указатели на дороге в Иерусалим – нет! Почему это так?

Несколько недель назад я услышал от деятеля благотворительности р. Йонатана Шварца из США такое объяснение. Представьте себе невольного убийцу, который идет к ближайшему городу-убежищу. Дорогу он не знает, и на каждом перекрестке он вынужден останавливаться и спрашивать прохожего: «Куда поворачивать к городу-убежищу?» Возможно, прохожий от природы любопытен и сразу спросит: «А ты убийца, что ли? Как это с тобой случилось?» — и вызовет у невольного убийцы сильный стыд. Тора велит ему терпеть изгнание в город-убежище, но стыдом Тора его не наказывает! А вот паломника, идущего в Иерусалим, уважают, и каждый, у кого он спросит дорогу, ответит ему с почтением.

Урок для каждого из нас понятен: когда к нам обращаются за помощью, мы должны предоставить ее самым уважительным и удобным способом, ни в коем случае не обременяя нуждающегося лишними вопросами. Несколько раз Главный раввин России р. Берл Лазар приходил в Центр социального обеспечения «Шаарей цедек», чтобы проследить за раздачей продуктовых наборов, еженедельных и перед праздниками. И если место не было достаточно упорядоченным, если очередь была слишком длинной, если упаковки были неудобными, он делал мне выговор и требовал изменить процедуры, чтобы получатели чувствовали себя уважаемыми, чтобы они уходили с хорошим и радостным чувством.

Фото недели: кладбище в Цфате

Цфат – город с особым очарованием, где соединены прошлое и настоящее. Его волшебные переулки и каменные дворики, его горный воздух на фоне пейзажа Верхней Галилеи делают Цфат уникальным городом. Цфат также считается одним из четырех святых городов Страны Израиля: здесь жил автор Шулхан аруха рабби Йосеф Каро, здесь жил святой Аризаль и многие каббалисты, здесь десятки старых синагог и древнее кладбище.

Круглый год, независимо от погоды, посещение Цфата дарует возвышенные чувства. Но 5 ава – особенная дата, это йорцайт святого Ари. Несколько лет подряд я не мог быть в это время в Святой Земле, но в этом году в прошлую пятницу после утренней молитвы мы выехали из Иерусалима на север. Некоторые удивлялись: как это ты едешь на север страны? Там же ракеты… И действительно, цены в гостиницах Цфата были очень низкими, а народу мало.

Мы приехали в Цфат, и я увидел, что полиция загородила вход на древнее кладбище. Эти меры безопасности были оправданы: в йорцайт Аризаля там много людей, а дорожки узкие, и если не дай Б-г, прозвучит воздушная тревога из-за ракетной атаки Хизбаллы, может возникнуть давка с нежелательными последствиями. Увидев это, мы устроились в гостинице, подготовили комнату к Шабату и поехали на Мерон, потому что быть на севере страны и не посетить Мерон – невозможно!

В пещере Рашби я с любопытством наблюдал как обычных посетителей, так и тех, кто в середине пятницы уже готов к святой Субботе. В руках они несли по две ветви мирта, некоторые были одеты в белое, и под люстрой из оливковых масляных свечей их лица сияли непередаваемой радостью. Когда мы вернулись в Цфат, полиции на входе в кладбище уже не было. Мы поднимаемся по многочисленным ступеням к могиле святого Ари, к могиле рабби Йосефа Каро и других великих праведников, удостоившихся быть похороненными в этом святом месте.

Шабат в Цфате – это радость, но в этот раз к ней примешивалось огорчение. В синагогах едва собирался миньян, а те, что построены для паломников, и вовсе закрыты. Жители города говорят о сотнях гостиничных номеров, ждущих туристов, о многих бизнесах, рассчитанных на паломников, которые с Симхат Тора простаивают. Хизбалла продолжает угрожать северу страны, и даже в Шабат после полудня она пыталась попасть ракетами в Цфат – нас застала воздушная тревога. Тяжелую борьбу ведут жители Святой Земли.

Гут шабес

Шие