Моменты недели – глава Толдот, благословляют месяц кислев

Сколько у тебя детей? / Безымянные солдаты / Решающий момент / Доверяйте портному

  1. Из Татарстана в Татарстан

Когда спрашивают раввина Ицхака Горелика: «Сколько у тебя детей?», ответ не прост. Помимо «биологических» детей, которых он воспитал со своей супругой, их дом всегда полон теми, кто чувствует себя как ещё один брат в семье. Так можно сказать о тысячах семей посланников во всех уголках мира; но многие мои коллеги согласятся, что в семье Гореликов в Казани есть что-то особенное, более личное. И это чувство сопровождает их учеников везде и всегда.

Одного из них я встретил несколько дней назад в Москве. Когда-то он был учеником в старшей ешиве, время от времени я встречал его в общине. Затем он уехал учиться в Израиль, в Мигдаль ѓа-Эмек, познакомился с дочерью посланника в Алматы раввина Шеваха Златопольского, женился, и у них уже родился первенец, которого назвали Леви Ицхак в честь отца Ребе. И вот снова в Москве. «Мы приехали, чтобы поехать в шлихут», сказал мне р. Хаим Давид Файер со счастливой улыбкой.

На утренней молитве в понедельник в центральной синагоге Марьина Роща с Главным раввином России р. Лазаром я позаботился о том, чтобы Хаим-Давид получил вызов к Торе. И я подумал: в неделю, когда читают о возвращении праотца Яакова в Харан, Хаим Давид возвращается в Татарстан. Вчера я получил совместную фотографию по пути на всемирный съезд шалиахов. Рядом стоят раввин Казани, главный шалиах в Татарстане уже около тридцати лет, и самый «свежий» шалиах, едущий на съезд: раввин Файер, шалиах в городе Набережные Челны.

Раввин Горелик рассказывает: «Я не забуду тот день, когда чистый голос юноши наполнил зал молитвы в нашей синагоге. Ефим пришёл читать кадиш по своему внезапно умершему отцу. До этого он не бывал в синагоге, и я сразу обратил на него внимание. Ефим при поддержке своей матери Доры скоро сделал обрезание, он стал как родной в нашем доме. Он всё ещё учился в государственной школе, но уже вел молитвы как кантор в синагоге Казани. После окончания школы он поехал учиться в старшую ешиву в Москве, затем учился в ешиве Хабада в Мигдаль ѓа-Эмек, вернулся в Москву, получил диплом раввина, и даже был учеником-шалиахом в московской ешиве. Было ясно, что он достоин поехать в шлихут. Из многих предложений Главный раввин России р. Берл Лазар выбрал Набережные Челны».

  1. Снова

Между надеждой и отчаянием, между верой в то, что посланцы заповеди не знают вреда, и плачем о жертвах. Шестнадцать лет назад мы думали: но ведь армия Индии сильна, она расправится с террористами в Мумбаи… В эти дни мы думали: но ведь Абу-Даби покрыт камерами наблюдения… Как и тогда, шестнадцать лет назад, мы не понимаем, что происходит. Раввин Габриэль Ѓольцберг и его супруга Ривка Розенберг (моя родственница) в Мумбаи; равин Цви Коган в Абу-Даби, да отомстит Всевышний за их кровь. Мы понимаем, что мы действительно не понимаем, и это правильно, потому что Всевышний управляет миром превыше всякого людского постижения.

В Шабат главы Хайей Сара мы научились, что такое посланничество. Как мы читали в Торе, каждый из нас говорит «раб Авраѓама я». Даже имена наши не важны, как не было важно имя раба Авраѓама для его посланничества. Мы все – безымянные солдаты. Один воюет на передовой, другой поддерживает армию в тылу. Один проводит уроки, другой строит синагоги. Один помогает людям накладывать тфилин, другой обеспечивает неимущих едой. Один словами, другой деньгами. Каждый из нас необходим на своём участке, каждый держит свой фронт. Мы – одинаковые солдаты. И каждый из нас предан пославшему нас.

Во вторник, по пути в Израиль на утешение семьи шалиаха рава Цви ѓа-коѓена Когана, я просматривал нашу многолетнюю переписку. В одном из писем он спрашивал, какой хасидский маамар ему следует подготовить, чтобы повторить его во время помолвки с Ривкой Шпильман из Краун-Хайтс. Ривка — племянница р. Габриэля Ѓольцберга, шалиаха, погибшего в Мумбаи. На эту женщину обрушился сейчас второй удар: не только дядя, но и муж погибли от рук террористов!

Цви Коган избегал любой публичности, избегал благодарности за совершенные им дела, лишь раздавал улыбки и поддержку каждому человеку. «Я думаю о тех людях, которые ели у него каждый Шабат. Что они будут делать в ближайшую субботу?!» — сказал мне вчера с болью рав Леви ѓа-леви Духман, главный шалиах в ОАЭ, работавший бок о бок с равом Цви день за днем.

Около двух лет назад писатель р. Ашер Кляйн рассказал мне об одном из своих друзей, который ехал в Абу-Даби на сложную и очень дорогую медицинскую процедуру – пересадку печени. Естественно, семья беспокоилась, что будет в чужой стране, как там с соблюдением Шабата и кошерным питанием. Я обратился к р. Цви, хотя знал, что он и так занят. Он сразу попросил у меня данные семьи и помогал ей до успешного завершения процедуры и возвращения семьи в Израиль. Я благодарил его, а он не понимал, за что: это его работа!

  1. Призыв

Увы, в наше время низкий террор, действующий без границ и тормозов, без логики и без минимальной человечности, атакует повсюду. Целенаправленное убийство рава Когана, да отмстит Всевышний за его кровь, в Абу-Даби снова свидетельствует, что террористы нападают на невинных граждан и даже на религиозных деятелей. Весь мир видел это в Симхат Тора в нашей Святой Земле чуть более года назад. Мы видели это в террористической атаке в Дагестане, где сожгли синагогу и свитки Торы. И теперь мы потрясен еще одним жестоким убийством религиозного деятеля. Это подлое зло. Негодяи они ищут невинных людей без защиты и хладнокровно убивают их, и даже хвалятся своими гнусными деяниями. Дальше падать некуда.

Якобы во имя ислама они сеют страх повсюду в мире, их цель — чтобы человечество ощущало их занесенный кулак везде, чтобы не осталось уголка, где люди чувствовали бы себя в безопасности. Теперь и в Объединенные Арабские Эмираты, гордящихся безопасностью, которую там предоставляют жителям и гостям страны, проникли террористы.

Мы полагаемся на Творца мира, как сказано в Теѓилим: «Г-сподь будет охранять твой выход и вход отныне и вовеки». И если правительства не могут обеспечить защиту невинным гражданам, находящимся в их странах, то может быть, лидеры ислама выступят с однозначным осуждением таких действий? Исключат ли они этих террористов из своего общества – или мир будет вынужден сказать «террор сильнее нас»?

Как верующие евреи, мы добавляем к имени святого рава Цви Когана и всех прочих мучеников «да отмстит Всевышний за их кровь». Но ведь Всевышний действует в мире через людей. И мы обращаемся к правительственным деятелям во всех местах мира, ко всем организациям, ответственным за безопасность граждан и человечества, ко всем религиозным деятелям во всем мире: однозначно скажите, что террору нет места в обществе и в человечестве.

Как посланники Ребе мы продолжим, с Б-жьей помощью, дело рава Когана. Наша задача – заниматься не тьмой и террором, а светом и добром. Мы не боремся с тьмой, мы распространяем свет. Мы будем подражать раву Когану, да отмстит Всевышний за его кровь, поддерживать ближних, заботиться о них, приносить радость и сердечное тепло. Ведь даже немного света прогоняет великую тьму. Мы молимся о том, чтобы вскоре, в наши дни жить все люди зажили в безопасности, в любви и братстве, мире и дружбе.

Фото недели: Шатер утешения

В мидраше «Эле эзкера» о десяти мучениках, казненных римлянами, сказано, что они погибли как возмещение за продажу Йосефа сыновьями Яакова. Рабби Ишмаэль удивлялся: «И до сих пор Всевышний не осуществил возмещения за его продажу?» Ангел Гавриэль ответил: «С того дня, как сыновья Яакова продали Йосефа, не нашел Всевышний ни в одном поколении одиннадцать таких благочестивых праведников, как вы. Поэтому Всевышний взыскивает именно с вас». Ангелы возопили к Творцу, но Он сказал: «Если еще раз услышу голос, обращу весь мир в хаос и пустоту!»

Я сидел рядом с моим отцом, который вместе с моей матерью приехал к семье Коган в Иерусалиме. Шатер был установлен во дворе, и там было множество людей по всему спектру еврейского мира. Мой отец сидел напротив р. Александра Сендера, отца святого р. Цви. Приведя этот мидраш, отец спросил: почему Всевышний дает такой категоричный ответ об обращении мира в хаос и пустоту? Разве вопрос рабби Ишмаэля не легитимен? Разве он не заслуживал более ясного ответа? И отец привел такую притчу:

«Однажды царю привезли издалека дорогую и редкую ткань. Долго искал царь портного, который сшил бы ему из этой ткани достойное одеяние. Нашелся еврейский мастер, и он трудился дни и ночи и создал своими умелыми руками одежду, которой все восхищались. Однако ненавистники Израиля не могли стоять в стороне и принялись шептать на ухо царю: «Портной наверняка взял себе остатки ткани». Царь вызвал портного и предъявил ему это обвинение. Ответил ему портной: «Клянусь своей душой, что вся ткань пошла на одежду царя. Если хочешь увидеть, что я прав, верни мне одежду, я распорю её и сложу все куски ткани вместе, и ты увидишь, что это точно то же количество ткани, которое я получил от тебя в начале работы». Царь не захотел делать этого и поверил мастеру.

Так и здесь, сказал мой отец. Всевышний как бы отвечает рабби Ишмаэлю и ангелам: всё было запланировано, каждое событие в жизни — даже самое тяжелое — является частью совершенного целого. Кто верит – тому хорошо, а если кто-то хочет убедиться лично, нужно «распороть» весь мир и вернуть его в то состояние, каким он был до сотворения. Не спорьте с умелым Мастером!

Когда Главный сефардский раввин Израиля рав Ицхак Йосеф встал после того, как утешил мужчин, я предложил ему утешить молодую вдову, которая сидела в женской половине с матерью и сестрами. Он сразу согласился, подошел и сказал им, среди прочего: «Я уверен, что Ребе встретил Цви, и он радуется сейчас с ним».

Да утешит Всевышний вдову, родителей и всю семью, вместе со всеми посланниками, скорбящими о великой трагедии, и особенно его старшего брата, проводящего активную еврейскую деятельность в Объединенных Арабских Эмиратах – р. Реувена ѓа-коѓена Когана. И нашей работой мы будем утешаться, пока не удостоимся истинного и полного Избавления.

Гут шабес и хорошего месяца,

Шие