Моменты недели — глава Тецаве – Захор

Ему повезло с сандаком / Всевышний определяет времена и сводит людей / Учите Рамбама и учитесь у Рамбама! / Пророческая фамилия священника

1 Необычный сандак

Наш гость должен был успеть как можно больше за три дня, один из которых — Шабат. А ведь ему нужно было осмотреть и школу «Месивта», и «Хедер Менахем», и школу «Бнот Менахем», и младшую ешиву, и старшую ешиву! Поэтому я вел его через залы и вестибюли быстро. Вот операционный стол, вот человек, решивший сделать обрезание, вот его духовный руководитель р. Леви Ицхак Друц – глава Бейт-Хабада в Химках и глава ешивы «Тиферет бахурим», а вот и моѓель, доктор Йешая Шафит. На вопрос гостя он отвечает, что сделал уже девять с чем-то тысяч обрезаний. А где же сандак? Это наш гость, Главный раввин Израиля рав Кальман Бер.

Через короткое время мы все уже были в Еврейском музее неподалеку. Там нас встретил Главный раввин России р. Берл Лазар, проведший в музее разговор на благо общины с неким высокопоставленным лицом. Налили бокал, и р. Лазар произнес благословение для вступившего в завет Авраѓама и взявшего имя Довбер.

На следующий день р. Друц написал раву Кальману Беру: «…Отец этого юноши – весьма влиятельный человек, и юноша видел разных людей, но встреча с Вами его глубоко тронула. Он впечатлён тем, что сандаком у него был сам Главный раввин Израиля. Решение молодого человека сделать обрезание получило необычную поддержку, и оно станет важным этапом на его пути в еврействе».

  1. Одна заповедь влечет другую

Две истории о Б-жественном Провидении.

Моя сестра вернулась в начале недели из короткой поездки в США с мужем. Несмотря на плотный график поездки, она нашла время навестить нашу тетю, живущую в районе Боро-Парк. Ее муж хотел участвовать в важном для него мероприятии в другом, далеком от того места городе, но моя сестра знала: либо сейчас, либо никогда. Мой шурин уступил, и только позже понял, как Провидение сопутствовало им. Во время беседы с хозяйкой дома у него зазвонил телефон: это была тетя с его стороны. Она сообщает ему, что их старшая дочь нашла жениха, и прямо сейчас в их доме проходит церемония помолвки. И поскольку она услышала, что ее племянник здесь, в США, она интересуется, не сможет ли он как-нибудь зайти к ней, поздравить…

И оказалось, что до места помолвки всего несколько минут езды! Как велико было волнение счастливой матери, когда племянник из-за океана пришел разделить с ней радость к ней домой, через очень краткое время после того, как она позвонила в надежде, что может быть…

*

Мой сын, посланник Ребе в Калининграде, рассказывает мне: «На этой неделе в Германии находился моѓель р. Мордехай Цви Соломон, который живет в Монси и много летает по миру, чтобы делать обрезание разным евреям. В одном из городов он встретил еврея, в разговоре с которым понял, что тот не обрезан, и сразу попытался убедить его исполнить заповедь. После разговора тот человек решил связаться со своим братом, живущим в Калининграде, чтобы узнать его мнение, и сделать так, как он скажет. Брат поддержал его и одобрил. Сказано — сделано, и обрезание было проведено в тот же день. Рав Соломон позвонил мне и рассказал о ходе событий, и сразу спросил меня: а тот калининградский брат обрезан?

Я знал этого человека и несколько раз поднимал эту тему в разговоре с ним, но тот каждый раз находил отговорки и откладывал выполнение заповеди «на потом». И я сказал моѓелю: может быть, это та самая возможность. Позвоните ему сейчас, может быть, он наконец согласится. И действительно, согласие наконец было получено! На следующий день р. Соломон был в Калининграде, и мы провели обрезание.

Я держал голову обрезаемого и размышлял о том, как мои усилия раз за разом не удавались, но их убеждающая сила копилась в душе и ждала своего часа. И когда брат в Германии попросил совета у брата в Калининграде, делать ли ему обрезание, тот – сам отказывавшийся раз за разом! – одобрил его решение, а это одобрение помогло и ему решиться на правильный шаг».

  1. Учиться у Рамбама

«Дорогие ученики! Рамбама, конечно, нужно изучать, но также нужно учиться у Рамбама», — так начал выступление перед учениками младшей ешивы наш гость, Главный раввин Израиля р. Кальман Бер на торжестве окончания цикла изучения Рамбама.

«Рамбам прожил нелегкую жизнь. Когда он еще был ребенком. его семья много скиталась, он подвергался различным опасностям, как духовным, так и телесным. И тем не менее он не сдался, и удостоился достичь такого положения в еврейской истории, что о нем говорили: «От Моше до Моше — не было такого, как Моше»». Раввин Бер призвал учеников ешивы правильно использовать самые прекрасные годы, особенно учитывая духовные и материальные условия, которыми они пользуются. «Вы сейчас в ситуации, которую Рамбам описывает как дни Машиаха».

Произнести последние параграфы «Мишне Тора» был удостоен ученик ешивы Давид Мондшайн, сын раввина Смоленска, посланника р. Леви Ицхака Мондшайна. Несмотря на его юность, было видно, что он завершает изучение «Мишне Тора» не в первый раз! Но особенно впечатлила его заключительная речь «ѓадран», в которой он объединил ѓалаху и хасидизм.

Венцом визита Главного раввина Израиля в Москву был Шабат, когда р. Бер молился и преподавал в центральной синагоге «Марьина Роща». Спустя короткое время после исхода Шабата р. Бер и р. Лазар снова пришли в центральную синагогу, на этот раз чтобы наблюдать за учебой около ста пятидесяти сыновей и отцов, которые собираются каждую субботу вечером из всех районов города на совместное изучение Торы, руководимые р. Йешаей Гросом.

Оттуда мы вместе отправились на роскошную трапезу «мелаве малка», устроенную кавказской общиной во главе с президентом общины и фонда СТМЭГИ, другом нашей общины Германом Захарьяевым. После экскурсии по учреждениям общины раввины вместе с руководителями общины сели за трапезу с традиционными блюдами горских евреев.

Руководство старшей ешивы «Томхей тмимим» воспользовалось подходящей возможностью и привело группу учеников по программе смихи для экзамена у Главного раввина Израиля, проверявшего знания вместе с Главным раввином России и главой программы смихи в ешиве р. Давидом Розенцвейгом. А кроме этого, четырнадцать шалиахов, которые в течение двух лет учились на курсе организации «Лемаан илмеду», удостоились получить из рук раввинов сертификаты «раввинов диаспоры».

И конечно, я привел гостя в Центр социального обеспечения «Шаарей Цедек», где оказал ему честь прикрепить мезузу в новом отделении.

Фото недели: Раскаявшийся священник

В честь гостя, Главного раввина Израиля рава Калмана Бера, в прошлый Шабат был проведен фарбренген на иврите, параллельно с фарбренгеном на русском языке. Гость, который в обычный Шабат в своем доме в Нетании — или в новой квартире в Иерусалиме с момента его восхождения на высокий пост несколько месяцев назад — в такое время обычно встает для учебы после короткого субботнего отдыха, следовал местным обычаям и участвовал в хасидском фарбренгене. Он выпил «лехаим» и среди прочих речей о Торе вспомнил историю, которую услышал от некоей семьи из Тверии. В их доме часто гостил одинокий человек, приехавший из Румынии и после смерти похороненный на кладбище Тверии…

Михл Ицхак Видер был единственным сыном бедной вдовы из города Марамуреш в Румынии. Он вырос между Первой и Второй мировыми войнами, был вундеркиндом с феноменальной памятью и острым умом. Ему уже предназначили место раввина, но Михл Ицхак решил, что это не то, что ему чего-то не хватает. Он поехал в Лондон и начал изучать самые различные предметы, и без опеки еврейской общины вступил на скользкий путь, по которому докатился… до крещения!

Видер поехал в Вену и поступил там в семинарию. Получив звание священника, он вернулся в Румынию. Для антисемитов в Румынии тех лет он был истинным сокровищем. В румынской антисемитской газете начали публиковаться статьи о якобы «жестокой» шхите, об «изуверской» ѓалахе и многом другом, с вывернутыми наизнанку цитатами из еврейских источников. Подпись под статьями была: Михаэль Крещеный. Румынские евреи знали, кто это такой.

Но Холокост страшно ударил по душе «Михаэля Крещеного». Он покинул церковь и однажды предстал у дверей комнаты адмора из Скулян и сказал ему: «Я Михл Видер». Это имя было известно каждому еврею Венгрии, Румынии и Трансильвании! И адмор из Скулен принял его и одарил теплом и большой любовью, указав ему путь раскаяния. Многие из окружения адмора не могли принять его, но сам адмор р. Элиэзер Португал всегда его приближал.

Адмор каждый вечер гулял возле синагоги и брал с собой Михла, раскаявшегося грешника. Однажды он спросил его: «Михл, тогда ты перевернул всю свою жизнь, сменил мировоззрение и окружение, но почему ты сохранил свою фамилию?» Михл ответил: «Ребе, моя фамилия Видер, и её значение на идиш – «обратно». Ведь я всё время знал, что я еврей. Даже когда выступал против ѓалахи, против еврейской веры, я не терял еврейства в глубине души. И поэтому я сохранял фамилию, которая напоминала мне о моём еврействе. И вот я вернулся обратно, как она и предсказывала!»

В конце своих дней, приближаясь к семидесяти годам, Видер переехал в Тверию, где жил в одной из пещер рядом с кладбищем, проводя свои дни в изучении Торы и молитвах, пока не вернул свою душу Создателю.

Кстати об адморе из Скулян. На этом фарбренгене выступил р. Велвел Раппопорт, хасид с московского детства около шестидесяти лет назад. Он рассказал, что когда он был учеником в 770, он видел, что Ребе уважал адмора из Скулян, жившего тогда в США. Ребе просил дать ему третий вызов к Торе в будние дни, а также вставал в его честь, когда тот входил посреди фарбренгена — жест, который он делал только для него и для рава Соловейчика, главы «Ешива-Юниверсити».

Гут шабес,

Шие