Моменты недели – глава Шмот

Небесная преграда треснула от смеха / «И поклонились они» / Сон и примирение / Но всех их объединяет одно…

1 Этот Довидл еще и ребе?!

Позавчера, в послеобеденные часы в городе Бейт-Шемеш, Главный раввин России р. Лазар, совершавший в эти дни много визитов к значительным раввинам страны Израиля, пришел к адмору из Лелова. «Я вижу, что вы знаете эту историю», — неожиданно обратился ко мне в конце своей речи адмор из Лелова. И я ответил, что действительно слышал ее не далее как два дня назад от моего отца, который слышал ее непосредственно от святого автора «Биркат Моше» из Лелова, благословенной памяти. Адмор спросил мое имя, и я ответил, что я из семьи Дайч, внук хасидов Лелова с одной стороны, а с другой — потомок глав трех хасидских династий Лелова.

Мой дед, р. Йеѓуда Лейб Дайч, был одним из выдающихся учеников рабби Давида Цви Шломо из Лелова, которого жители Иерусалима с любовью называли реб Довидл. Его последними словами в жизни была просьба к своему сыну, р. Матитьяѓу Дайчу, чтобы тот после его смерти упомянул его перед его учителем и наставником реб Довидлом, чтобы он удостоился быстро и с миром войти в место своего упокоения в раю. Мой дед скончался в канун святой субботы, и в тот же день похоронная процессия вышла из его дома в Батей Унгарин на Масличную гору.

На исходе субботы, во время трапезы «мелаве малка», реб Довидл рассказал хасидам историю – ту самую, которую мне рассказывал отец и ту самую, которую позавчера адмор из Лелова пересказал р. Лазару:

— Как-то раз два хасида «Провидца из Люблина» отправились в Люблин на Рош ѓа-шана, и по дороге у них закончились деньги, и не было у них ни копейки на продолжение пути. Они стали думать, как добраться до «Провидца», и решили, что один из них притворится ребе, другой – его старостой, и так они будут благословлять евреев и получать достойные пожертвования, которые позволят им продолжить путь.

Пришли они к постоялому двору одного еврея, «ребе» остался снаружи, а «староста» вошел и с наигранным волнением рассказал хозяину, что сейчас сюда войдет великий и важный ребе, и стоит подготовить место должным образом. Но хозяин постоялого двора не спешил проявлять энтузиазм: «Оставьте меня в покое с вашими адморами», — сказал он разочарованному «старосте». «Я женат уже более десяти лет и у меня нет детей. Я просил благословения у каждого адмора, который только проезжал здесь в округе, и ни одно из этих благословений мне не помогло. Я больше не верю адморам. Если хотите получить еду и питье, платите как все, или просто идите дальше к следующему постоялому двору».

«Староста» попытался убедить его: «Реб ид, послушайте, это не просто ребе, это великий и важный ребе, все, что выходит из его уст – святая святых!» Но хозяин постоялого двора не смягчился и продолжал говорить, что он уже потерял веру в адморов. Пока наконец он не сказал: «Если твой ребе даст мне амулет, я готов впустить его бесплатно». У них не было другого выбора. «Староста» пообещал, что он получит от «ребе» амулет. Хозяин подал гостям еду и питье, а потом даже добавил денег на дорожные расходы, а «ребе» сел и написал секретный амулет, который сложил несколько раз и предупредил хозяина строго-настрого, чтобы тот не осмелился открывать и читать его. Итак, два хасида, радостные и довольные, продолжили свой путь к своему ребе в Люблин и провели у него Рош ѓа-шана в хорошем настроении.

Через год эти два хасида снова отправились в путь к великому «Провидцу из Люблина». На этот раз они позаботились выбрать обходной путь, потому что боялись снова попасть в тот постоялый двор. Пришли два хасида к «Провидцу», и смотрят – рядом с ним стоит не кто иной, как тот хозяин постоялого двора. «Наверняка этот человек пришел жаловаться на нас», — сказали они друг другу. И каково же было их удивление, когда они услышали, что этот человек приглашает «Провидца» быть сандаком на обрезании его сына!

«Провидец из Люблина» не зря был провидцем. Он подозвал тех хасидов и сказал: «Молитвы всех праведников, которые благословляли этого человека и молились за него на протяжении многих лет, принесли ему спасение и успех. Но и ваша заслуга в этом есть». И ребе объяснил: на Небесах был вынесен этому человеку приговор – быть бездетным, и твердая преграда не позволяла молитвам праведников подняться к Престолу Славы, и все молитвы доходили только до этой преграды и не проходили через нее…»

Тут «Провидец» попросил хозяина постоялого двора открыть амулет, который дал ему «ребе» в прошлом году. Хозяин открыл, и «Провидец» обнаружил, что в нем написаны четыре буквы – самех, коф, мем, далет. «Что означают эти буквы?» — спросил «Провидец» нашего «псевдо-ребе». Тот, стыдясь, вынужден был сказать, что это аббревиатура народной поговорки «Старая корова молоко дает». «Что ты имел в виду?» «Пусть старая корова, то есть старая супружеская пара на постоялом дворе, начнет давать молоко – то есть удостоится родить детей».

Все присутствующие разразились смехом. И «Провидец из Люблина» сказал, что таким же смехом разразились на Небесах, когда увидели этот «амулет». И из-за этого смеха треснула железная преграда, которая препятствовала спасению этого человека, и как только открылся маленький проход, сразу же проскользнули и прошли все молитвы, которыми просили за него праведники прежде, и достигли Престола Славы, и сразу пришло к нему спасение.

На этом закончилась история, которую рассказал реб Довидл своим хасидам в конце трапезы «мелаве малка». И затем он продолжил:

«Вчера скончался р. Йеѓуда Лейб Дайч. Привели его перед Небесным судом и спросили о его делах в этом мире, кто он и чей он. Реб Йеѓуда Лейб поспешил ответить, что он хасид адмора реб Довидла. Когда услышали это на Небесах, разразились громким смехом: «Что, вот этот Довидл еще и ребе?! Этот Довидл – адмор?!» А реб Йеѓуда Лейб воспользовался этим смехом и проскользнул мимо Небесного суда в рай, откуда уже не могут его вывести».

И реб Довидл распорядился подавать «маим ахароним» для благословения после трапезы.

2 Лидер – это тот, у кого душа болит

За день до этого, проходя по переулкам Иерусалима, я к своей радости встретил двоюродного брата, тоже одного из внуков моего деда р. Йеѓуды Лейба Дайча. Его зовут р. Мордехай Аѓарон Бримс, но всюду он известен как Мота. И известен он прежде всего как художник, работы которого выставляются в престижных местах. А еще он преданный хасид адмора из Буяна.

Мы были соседями в детстве, и когда я его вижу, сразу всплывает множество воспоминаний. Я пригласил р. Моту на чашку кофе, и он поделился со мной интересными идеями о недельной главе:

— Когда Всевышний открывается Моше и настаивает, чтобы тот пошел к фараону добиться освобождения сынов Израиля, страдающих под тяжелым рабством в Египте, тот уклоняется и говорит: «Кто я, чтобы идти к фараону и чтобы вывести сынов Израиля из Египта?» Раши объясняет, что Моше имел в виду следующее: «Даже если я достоин идти к фараону, чем заслужили евреи, чтобы Ты совершил для них чудо и вывел их из Египта?» То есть Моше умаляет ценность заслуг сынов Израиля. И на это приходит ответ Всевышнего в следующем стихе: заслуга их – в будущем, в том, что они получат Тору после выхода из Египта.

В конце главы Моше уже проявляется как истинный пастырь и лидер. Он приходит с претензией к Всевышнему и говорит Ему: «Зачем Ты сделал зло этому народу… и не спас?!» Всевышний видит глубокую боль Моше за страдания евреев, и соответственно этому отвечает ему однозначной вестью: «Теперь увидишь, что Я сделаю фараону, ибо рукою крепкою он отпустит их!» Видите, настоящий лидер – это тот, кто кричит, когда больно его подчиненным. Он не думает, есть у них заслуги или нет. Он видит, что им плохо – и требует улучшения их положения.

А вот вторая идея р. Моты Бримса.

Моше приходит к евреям, встречает Аѓарона, и вместе они идут сообщать сынам Израиля о том, что Всевышний обещает их спасти. В конце этого визита «и поклонились евреи». Спрашивает р. Мота: «Почему они поклонились? За что они благодарили? Ведь Моше не принес им спасения и даже не облегчил их беду. Но сам факт того, что пришел другой человек, поинтересовался их благополучием, выслушал их, пообещал, что станет лучше – это большое дело, достойное благодарности!»

3 «Я не помню, кого я обидел»

На этой неделе Главному раввину России, р. Лазару, нужно было совершить несколько важных визитов в центре страны. А потом он заехал в город Нетания к адмору из Цанза, и кроме того – к адмору из Вижниц, постоянно живущему в Бней-Браке, но из-за состояния здоровья проводящему время у моря в Нетании. Оба визита прошли очень достойно, хозяева проявили глубокое уважение к деятельности р. Лазара во всех регионах России.

Перед входом в комнату адмора из Вижниц р.Лазара встретила ребецн, поделившаяся своим воспоминанием о том, как много лет назад у ее мужа был тяжелый период жизни, и Любавичский Ребе процитировал ему слова из пророка: «И было начало твое малым, а конец твой будет весьма великим». Ребецн взволнованно сказала р. Лазару: «Смотрите, как эти слова точно исполнились!»

Дверь комнаты адмора открылась, и молодой хасид быстро выскользнул из комнаты. Но преданный габай адмора, р. Бен-Цион Штенгер, с улыбкой сказал ему: «Ты у нас хабадник, зайди и ты с важным гостем…» Когда после визита я увидел этого молодого человека, направляющегося к ближайшей автобусной остановке, я предложил ему поехать со мной в машине. Я удостоился везти человека, который каждый день учится с адмором из Вижниц!

Каждый день утром Меир Бранд приезжает из Бней-Брака в Нетанию, учится с адмором, и в середине дня возвращается на автобусе из Нетании в Бней-Брак. «Адмор воспринимает слова танаев и амораев, как будто они сказаны прямо сейчас!» «Мы начали регулярно учить с адмором книгу Тания, потом – хасидские маамары, а сейчас каждый день изучаем Гемару, а перед праздниками – маамары о праздниках». «А несколько дней назад адмор увидел сон и рассказал мне его, это стоит того, чтобы поведать:

— В понедельник рано утром я увидел во сне одного еврея. Он умер несколько лет назад, и во сне попросил у меня исправления души, поскольку у него нет покоя на небесах. Я спросил, что случилось, почему у тебя нет покоя? И он ответил: «Я обидел еврея много лет назад, и не помню, кого обидел».

Я спросил его: почему ты пришел именно ко мне? И он ответил, что ему сказали на небесах, что адмор из Вижниц – это «человек мира». Я ответил ему, что я действительно «человек мира», это я унаследовал от моего деда, автора «Имрей Хаим», благословенной памяти, который был против всех сеющих раздор. Я сказал также, что расскажу об этом, и у тебя будет исправление в заслугу того, что многие люди будут остерегаться обижать друг друга.»

Мой попутчик закончил свой рассказ следующим: адмор сказал ему на этой неделе, что после того, как он рассказал свой сон, к нему пришли несколько человек, которые помирились с людьми, которых они обидели. Нет сомнения, что это принесет большую пользу душе того еврея.

Фото недели: Двадцать четыре

«Я знал одного Лазара, его звали Моше, вы имеете к нему отношение?» Главный раввин России улыбнулся и ответил: «Это мой отец!»

Это был первый вопрос, который задал р. Лазару пожилой адмор из Нарола в его бейт-мидраше в Бней-Браке. Адмор вырос в Краун-Хайтс, учился в школе Хабада и общался со многими хабадниками и даже с Ребе. «Однажды Ребе вернулся очень поздно с молитвы на Оѓеле, а я стоял у главного входа в 770. Когда Ребе вошел и увидел меня, он сказал с улыбкой: «а белзер минха» — то есть сегодня будут молиться минху поздно, как принято у хасидов Белза, к которым относится и двор Нарол».

На этой неделе р. Лазар провел беспрецедентную череду встреч с двадцатью четырьмя адморами и великими раввинами Страны Израиля. Рав Лазар прибыл в Святую Землю для проведения свадьбы младшего сына Президента Федерации еврейских общин СНГ мецената р. Леви Леваева, и при этой возможности нанес много визитов, чтобы пригласить великих раввинов на свадьбу своей дочери, а также передать им привет от евреев России.

Гаон р. Барух Дов Поварский, возглавляющий ешиву Поневеж, начал разговор… на русском, ведь он вырос в Беларуси. Он поделился воспоминаниями о ешиве Хабада в Тель-Авиве и о тех двух часах, когда он удостоился быть на аудиенции у Ребе, он рассказывал Ребе о ѓалахе, а Ребе рассказывал ему о хасидизме. А глава бейт-дина «Эда харедит» гаон р. Моше Штернбух в Иерусалиме рассказал о письме, которое он написал еще Ребе Раяцу и получил от него ответ с советом о порядке учебы.

Беседа с адмором из Буяна, с которым р. Лазара уже много лет связывает глубокая дружба, длилась долго. Адмор много интересовался положением евреев России и выразил признательность за деятельность р. Лазара и всех посланников Ребе в России. Потом адмор неожиданно попросил присутствующих выйти из комнаты и долго беседовал с р. Лазаром наедине.

В каждом месте мы видели свои обычаи, но одно было одинаковым – глубокое уважение к евреям России. Я почувствовал это вместе с моим другом, шалиахом в западном Бней-Браке р. Йоси Филмером, который чрезвычайно много работал для организации визитов р. Лазара в дома великих людей еврейского народа в Святой Земле.

Гут шабес!

Шие