Моменты недели – глава Шлах

Как пройти мимо очереди / Почему я не сфотографировался на Испанской лестнице / Раввин, проводящий хупу за день до девяностолетия / Мы все душой с нашими братьями

  1. Калитка к меноре

От станции метро «Болонья» в районе Пьяцца Болонья в Риме я проехал пять остановок по линии B, и передо мной предстал во всем своем величии Колизей. Большая его часть разрушена землетрясениями и разобрана в древности на строительный камень, но Колизей до сих пор остается символом Рима и напоминанием о Римской империи. Я стоял и удивлялся его высоте, огромным колоннам и множеству арок, пытаясь понять, как построили такое грандиозное здание почти две тысячи лет назад. По оценкам, он вмещал от 40 000 до 70 000 зрителей и был крупнейшим из римских амфитеатров. Колизей считался в свое время и считается сейчас одним из величайших творений римской инженерии и архитектуры.

Оттуда я пошел к Арке Тита, расположенной рядом с Римским форумом. Император Домициан посвятил триумфальную арку своему брату Титу в 82 году н.э., через двенадцать лет после победы над евреями в Великом восстании, завершившемся в 70 году н.э. На внутренней части арки находится знаменитый рельеф, изображающий процессию с трофеями из Иерусалима, и среди прочего римские солдаты на рельефе несут менору. Вход туда требует долгого ожидания в очереди, которая тянется от вершины холма почти до Колизея. Я не забронировал билет заранее, жара была сильной, и у меня не было времени ждать. К тому же меня интересует только одно: менора.

Я обходил арку, прижимаясь к высокому забору, пытаясь подойти как можно ближе, чтобы увидеть знаменитый рельеф с менорой. И вдруг изнутри ко мне подошла женщина, видимо, здешний экскурсовод. Она подала мне знак подойти к углу забора и, к моему удивлению, открыла калитку, приглашая следовать за ней прямо к арке. Не успел я опомниться, как она уже предложила сфотографировать меня на фоне арки. Видимо, она знает, что именно ищут на Арке Тита мужчины с бородами в черных шляпах!

Я попросил позволения задержаться на несколько минут, чтобы рассмотреть рельеф. Печальное зрелище – римские солдаты в триумфе несут по городу-победителю храмовые трубы и менору… Но у меноры полукруглые ветви. Судя по всему, скульптор изобразил один из светильников храмового двора, сделанных в дни царя Ѓордоса, которые грабители тоже притащили из Храма в Рим. Ведь ветви большой меноры, в которой первосвященник каждый день зажигал свечи и которая стояла внутри Храма, как известно, были прямыми.

«Grazie» — спасибо, сказал я экскурсоводу, растроганный, используя то немногое, что успел выучить на итальянском.

  1. В Риме веди себя как… еврей

«В Риме веди себя как римлянин», — напомнил мне поговорку местный еврей, увидев меня в еврейской одежде с развевающимися на ветру цицит. Я согласился, что и наши мудрецы говорили: «Пришел в город — следуй его обычаям». Обычаи — да, но отказ от еврейских символов – нет! Из опыта жизни в России я могу уверить, что именно гордое ношение еврейской одежды вызывает уважение.

Площадь Пьяцца ди Спанья переполнена туристами, над ней расположена знаменитая Испанская лестница. Два дня назад борцы против насилия учинили на ней «перформанс» — облили её красной краской и оставили отпечатки ладоней. Это должно было символизировать проливающуюся в мире кровь. К счастью, они выбрали краску, которая быстро смывается. Но лестница до сих пор закрыта, к разочарованию туристов, которые пока не могут сфотографироваться на ступенях, утешаясь маленьким фонтаном Баркачча у ее подножия.

Оттуда я пошел к фонтану Треви, самому большому из фонтанов Рима, в который туристы бросают столько монеток, что особый работник мэрии регулярно выгребает их ведром и отдает на благотворительность. Я немного заблудился, и снова еврейская одежда пришла мне на помощь. Один бизнесмен обратился ко мне на смеси иврита и идиша, представился, рассказал, что в этом районе у него магазины, и объяснил, куда идти.

Гуляя по этому историческому городу, посещая еврейское гетто, большую синагогу, восхищаясь зданиями и связанными с ними историями, я думаю о том, какой могущественной была Римская империя в эпоху расцвета, и как сейчас она осталась в истории. Где древние римляне – и где евреи… Римские завоеватели были уверены, что в состоянии стереть еврейский народ с лица земли – но как и у других, ничего у них не вышло. Еврейский народ – вечный народ, благодаря святой Торе, нашей жизни и долготе дней наших!

  1. Важнейшая заповедь

В Талмуде и в прочей ѓалахической литературе обсуждается, есть ли предел заповеди почитания отца и матери. Рамбам называет ее «важнейшей заповедью». И на этой неделе я видел новый пример прекрасного почитания родителей. Во вторник состоялась свадьба жениха из России, Леви-Ицхака, и невесты из семьи Раскин из Канады. По нашим обычаям свадьба проводится в месте проживания невесты. Но отец жениха, Главный раввин России, р. Берл Лазар, уговорил семью невесты провести бракосочетание в Италии. Почему? Чтобы хупу мог провести отец р. Лазара, руководитель общины в Милане, шалиах р. Моше Лазар, за день до своего девяностолетия. И свадьба прошла в Италии, в замке у озера Браччано, примерно в часе езды от Рима. Почитание отца отодвигает обычай!

В старинный замок, построенный более 600 лет назад, прибыли из России и со всего мира десятки друзей, поддерживающих Тору и еврейство России, чтобы выразить свое уважение и признательность сотням и тысячам учащихся еврейских образовательных учреждений в России, которые основал р. Берл Лазар. Это особенно важно в нынешнее время, когда в Стране Израиля звучат голоса, осуждающие тех, кто посвящает жизнь изучению Торы.

Еврейство Италии пережило волнующее событие, прославившее возрождение еврейской общины России в нашем поколении. Голос Торы и голос хасидизма звучит в России при поощрении и одобрении властей, поддерживающих работу сотен раввинов-посланников Ребе, а руководит ими виновник торжества, рав Берл Лазар.

Фото недели: По итальянскому обычаю

Итальянские солдаты стоят возле военного джипа и улыбаются, приветствуя молящихся у входа в синагогу «Бейт Шмуэль» в районе Пьяцца Болонья в пятом округе Рима. Это синагога потомков выходцев из Триполи. В шестидесятых годах 20 века они поселились в этом районе, и вместе с другими евреями из Ливии сейчас составляют значительную часть евреев Рима и всей Италии.

В синагоге я познакомился с Хаимом Ракахом, колоритным евреем с вечным беретом на голове, хриплым голосом и крепкими руками. Как настоящий триполитанец, он спокоен и улыбчив, а знает очень много. Он давал короткий урок после молитвы, а потом рассказал мне о своем переезде в Израиль в детстве, об учебе в Кфар-Хабаде, многочисленных визитах к Ребе и о том, как он оказался в Риме несколько десятилетий назад. Приятный в общении человек, с удовольствием рассказывающий истории и делящийся информацией о том, куда пойти, где побывать и что делать в Риме. Хаим не скупится на похвалы шалиаху в районе, раву Менахему Мендлу Лазару, которого уважают все члены общины и ее гости.

«Таханун» в синагоге не говорили. Обычай евреев Италии — не произносить «Таханун» в течение сорока дней после внесения нового свитка Торы, а это произошло за день до моего прибытия в Италию. Один из молящихся раздает листы с текстами трех псалмов и молитвой. Хаим Раках открывает ковчег, отодвигает покрывало, и вместе с хазаном все молящиеся читают Теѓилим за благополучие пленных в Святой Земле.

И не только они. Несколько дней назад во время посещения Иерусалима я встретил раввина Йосефа Ицхака Слонима, шалиаха в центре Иерусалима и заместителя своего отца, раввина центра Иерусалима. В каждую свободную минуту он читал Теѓилим по маленькой книжке. «С самой трагедии Симхат Тора я каждый день прочитываю всю книгу Теѓилим ради благополучия похищенных в Газе».

И не только он. Перед хупой на горном хребте над озером Браччано стояли два ряда стульев, на каждом стуле – текст одного из псалмов с именем одного из похищенных, а их около ста двадцати. «В этот возвышенный момент вспомним их и помолимся за них», — сказал перед свадьбой отец жениха, Главный раввин России р. Берл Лазар, и пригласил раввина города Рима прочитать вместе с публикой главу из Теѓилим.

Я смотрел в это время на Лену Труфанову и Сапир Коэн. Они сами побывали в плену у террористов и теперь молятся о возвращении Александра Труфанова. Все это время р. Лазар поддерживает их, он лично пригласил их на свадьбу сына, чтобы поднять их дух и ободрить – пока мы не получим, с Б-жьей помощью, в скором времени весть об освобождении всех пленных.

Гут шабес,

Шие