Моменты недели – глава Ноах, новомесячье мархешвана

Почему мы не видим звёзды / Здесь живёт Рабинович? / Большая встреча директоров Бейт Хабадов / Связь двух комментариев Раши

1 Проткни крышу палкой

В один из дней праздника Суккот Главный раввин России р. Лазар говорил в центральной синагоге о том, как покрывать сукку таким образом, чтобы внутрь попадало как можно меньше дождя, но чтобы при этом крыша сукки соответствовала ѓалахе. Я уже писал перед Суккотом об особых деревянных «профилях», которыми мы покрыли часть сукки в этом году. В частности, р. Лазар упомянул, что Алтер Ребе клал на крышу сукки много веток, так что она получалась плотной, как и последующие лидеры Хабада. А ведь в Шулхан арухе установлено, что через крышу сукки должны быть видны звезды! И среди прочего р. Лазар привёл слова Ребе: наверняка они просто протыкали «схах» снизу палкой, чтобы в образовавшееся отверстие можно было увидеть звёзды.

В этой связи мне вспомнилась иерусалимская шутка: в некоей синагоге в Иерусалиме в любое время дня можно молиться вечернюю молитву. Как это так? А вот так: вечернюю молитву молятся, когда появляются три звезды верно? Так вот, среди прихожан этой синагоги всегда есть «звёзды» и «супер-звёзды», даже больше трех!

Какой же вывод мы сделаем из слов Ребе и из этой шутки? На каждом лежит обязанность «видеть звёзды» среди окружающих нас людей. Мир вокруг нас полон «звёзд» и «супер-звёзд». А если вы их не видите – возможно, вы закрыли себя слишком густым «схахом». Так возьмите палку и проткните его! И вы увидите яркие звёзды в людях, на которых смотрите.

2 И разве это жизнь?

Погода в большой сукке центральной синагоги «Марьина Роща» прохладная, но атмосфера очень теплая! Староста синагоги Гриша рассказывает нам о его детстве по соседству с Рыбницким ребе, особенно накануне его йорцайта, который наступает сразу после Шмини ацерет. А в этом году Гриша даже рассказал о своей встрече с Леонидом Брежневым (!) Рядом сидела уважаемая Ира Фадеева, которая попросила нас сказать «лехаим» за упокой души её отца, офицера Красной армии, погибшего на войне. Его йорцайт приходится на Суккот.

В этом году за наш стол сел рав Велвл Рапопорт, и когда он говорит «лехаим» и начинает рассказывать, есть что послушать. Среди прочего он рассказал короткую, но важную историю:

— Мои родители однажды поехали отдохнуть в Кисловодск. Отец узнал о местном еврее, который в молодости учился в ешиве Томхей Тмимим в Любавичах, а теперь оставил религиозный образ жизни, и договорился встретиться с ним у него дома. Отец пытался повлиять на него, чтобы тот вернулся к тому, каким был раньше – хасидом, соблюдающим Тору и заповеди в любой ситуации. На что тот ответил: «Ребе Рашаб благословил меня тем, что я не умру, не совершив тшуву. Ты хочешь ускорить мою смерть?..»

Все присутствующие замолчали и погрузились каждый в свои мысли, пока один не отреагировал, как бы от имени всех: «И это называется «жизнь»?! Без Торы, без заповедей, без субботы, праздников, кашрута, молитвы и тфилин – как можно назвать это еврейской жизнью?!»

Я сразу вспомнил еврейский анекдот, который привёл р. Лазар, выступая в один из дней Суккота. Милиция звонит в двери квартиры: — Здесь живёт Рабинович? – Нет, Рабинович здесь не живёт. – Но ведь вы Рабинович? – Таки да. – Значит, вы здесь живете? – И это вы называете жизнью?..

3 Отец на место сына

«Идут от силы к силе», переходят от одного дела Торы сразу к другому – таково было ощущение в начале недели у десятков директоров Бейт Хабадов в различных районах Москвы, на двухдневном общем собрании, организованном руководителем общины в Москве и главой сети Бейт Хабадов р. Мордехаем Вайсбергом.

Менее чем через 12 часов после возвращения из синагоги после трех последовательных дней праздников – двух праздничных дней и Шабата Берешит – шалиахи уже выехали из разных районов в Истру, в комплекс младшей ешивы, чтобы вместе набираться мудрости, слушать и высказываться, делиться проблемами и трудностями и слушать советы опытных людей.

Рав Вайсберг приветствовал р Зеэва Куравского, ставшего раввином Пушкино. Именно он более сорока лет назад открыл первую еврейскую школу в Москве, прославленную «школу Куравского», а затем был активным деятелем еврейской общины. Его сын р. Реувен создал общину в Пушкино, а теперь назначен раввином в Мытищи. И отец, несмотря на возраст, вместе со своей супругой подхватил дело сына.

В первый день я не смог приехать, но на следующий день после утренней молитвы отправился в путь. Один из уроков, который я слушал, проводил секретарь Главного раввината России и глава Бейт Хабада в «Новых Вешках» р. Залман-Шимон Дерен. Он говорил о правильном сочетании молитвенных нусахов, когда раввин ведет молитву по нусаху Хабада, а значительная часть молящихся – из восточных общин, что является бесспорным благословением для еврейства России.

А меня, как директора по связям с общественностью офиса Главного раввина, попросили выступить на тему «Пропаганда приносит результаты». Я разделил свое выступление с презентацией на три части: а. Почему нужны связи с общественностью? б. Как это делать? в. Примеры освещения еврейской жизни России в большом мире. Это очень важная тема, которой Ребе также уделял много времени и внимания, оценив её важность и силу этого инструмента.

Фото недели: И к народу его приведи его

Думаю, что только из уроков и проповедей, которые р. Лазар произнёс перед молящимися в синагоге или на трапезах и различных фарбренгенах праздника Суккот и Симхат Тора, можно было бы составить толстую книгу. А я могу привести в формате моих заметок только один пример.

Это было на коротком фарбренгене перед дневными ѓакафот в Симхат Тора в центральной синагоге «Марьина Роща», после того как вечерние ѓакафот закончились в середине ночи. Рав Лазар говорил благословениях Моше Рабейну коленам, которые читают именно в Симхат Тора. В частности, о Йеѓуде там говорит Моше: «И это для Йеѓуды, и сказал: услышь, Г-споди, голос Йеѓуды, и к народу его приведи его».

Раши приводит здесь два толкования, которые на первый взгляд не связаны друг с другом. Во-первых, что Йеѓуда упомянут сразу после Реувена (а не после Шимона), потому что оба признались в своих проступках. Во-вторых, что в течение сорока лет в пустыне кости Йеѓуды (вынесенные из Египта) перекатывались в гробу из-за отлучения, которое он принял на себя, когда сказал «Если не верну Биньямина… буду грешен перед отцом моим все дни».

При размышлении над этими комментариями возникает несколько значительных вопросов, сказал р. Лазар. Главный вопрос: почему Йеѓуда оставался в отлучении? Ведь он принял на себя отлучение, если не вернёт Биньямина в целости в страну Кнаан, и он его вернул! Ну предположим, Йеѓуда оставался в отлучении. Почему Моше, глава народа не снял его, почему позволил костям Йеѓуды перекатываться в гробу сорок лет в пустыне? И ещё нужно понять: какова связь между двумя толкованиями Раши? И почему именно Йеѓуда и Реувен отмечены как признавшиеся в своих проступках, ведь и другие сыновья Яакова признавались – в частности, в своей вине перед Йосефом?

И вот что говорил р. Лазар. Особенность тшувы Йеѓуды и Реувена была не только в самом признании в грехе, но в особом характере их раскаяния. Оба признались в своих действиях публично (хотя по закону публичная исповедь не требуется) не из заботы о себе, а из заботы о других! Йеѓуда признался в деле с Тамар, чтобы полностью очистить Тамар от всякого подозрения. А Реувен, который уже раскаялся в деле «нарушения ложа отца», признался публично, чтобы снять подозрение с других: ведь все видели, что Яаков отделил от себя Билѓу, но не знали, из-за неё самой или из-за кого-то другого.

Отлучение Йеѓуды продолжалось все время, пока сыны Израиля были в пустыне, потому что он вернул Биньямина в Кнаан, но колено Биньямина всё же оказалось в Египте, и Биньямин умер там! Хотя это было частью Б-жественного плана, но всё же Йеѓуда не выполнил своё обещание полностью вернуть Биньямина в Кнаан для постоянного проживания. Только когда сыны Израиля готовились войти в землю Израиля и поселиться в ней, когда истекли сорок лет странствий в пустыне, условие для снятия отлучения с Йеѓуды было выполнено.

И вот в стихе из Торы, с которого мы начали, Моше провозглашает о Йеѓуде: «…и к народу его приведи его», то есть снимает отлучение. Это стало возможным благодаря особой черте личности Йеѓуды – заботе о других, невзирая на личный ущерб. И в этом связь обоих толкований Раши: отлучение – это отсоединение человека от народа, а тот, кто готов признаться в своём грехе публично ради блага других, достоин присоединения к народу, ведь именно в жизни ради других – суть объединения людей.

Гут шабес, ходеш тов

Шие