Моменты недели — глава Ницавим-Вайелех

Ружин, Боян, Отвоцк и Любавичи / Детский урок в качестве новоселья / Почему кантор потерял голос / Вильямсбург – это недалеко

1 Праздник, когда больше работы

Светлый день 18 элула в этом году выпал на Шабат, поэтому вопрос о чтении «таханун» не стоял. Но поскольку эта тема возникла в ходе беседы, гость сказал: «Я расскажу вам историю, которую слышал от своего отца — короткую историю, из которой можно сделать много выводов…» Гостем был раввин Натан Гурарье, пришедший к нам на трапезу “мелаве малка”. Днем он проводил в центральной синагоге фарбренген в честь 18 элула, а несколько дней назад открыл в Любавичах восстановленный зал ешивы “Томхей тмимим”.

«…Мой отец в 1930-е гг. руководил ешивой в Отвоцке, в Польше. Когда в город приехал Ребе Раяц, отец подал знак ведушему молитву не произносить во время минхи «таханун». После молитвы Ребе спросил моего отца, почему пропустили «таханун», и отец ответил, что приезд Ребе — праздник для всех, а в праздник “таханун” не читают. Ребе Раяц ответил: «Наоборот, если я приезжаю, это требует большего от учеников — больше учебы, больше служения в молитве, больше раскаяния!»

“Отец”, о котором говорится — знаменитый хасид р. Шнеур Залман Гурарье. Он видел Ребе Рашаба, вырос под руководством Ребе Раяца, получил от него много поручений, в том числе руководство ешивой в Отвоцке, а затем стал одним из самых близких хасидов Ребе. А р. Натан удостоился быть первым посланником Ребе в американских университетах. Около сорока лет назад, он был отправлен проверить ситуацию в России. Это он инициировал восстановление “двора наших Ребе” в Любавичах. Сегодня р. Натан служит духовным наставником в Монси, штат Нью-Йорк, а его сыновья продолжают миссию, которую он начал в Буффало.

Как выпускник ешивы Ружин-Боян, я упомянул в разговоре о его великом деде — отце его матери, адморе из Копычинцев из рода Ружинского ребе, который был известен своей дружбой с Ребе Раяцем. Мне удалось удивить гостя, достав кусочек мацы-шмуры, которую прислал мне из Иерусалима накануне Песаха нынешнего года адмор из Бояна. И р. Натан, двоюродный брат адмора из Бояна, долго рассказывал об интересных традициях хасидов Боян.

2 С чего начинается квартира

Как и в сотнях других хабадских общин по всему миру, в центральной синагоге «Марьина Роща» принято показывать на исходе Шабата еженедельное видео, связанное с недельной главой Торы или праздником, выпадающим на эту неделю. Видео начинается с записи выступления Ребе.

Две недели назад выступление Ребе было посвящено фразе из Торы «Когда построишь новый дом». Среди прочего, Ребе рассказал о традиции, существовавшей в Любавичах на новоселье молодоженов: приглашали меламеда с учениками из малообеспеченных семей, и они проводили в новом доме урок и таким образом освящали квартиру, делая ее хасидским домом. Так прививали людям щедрость и готовность помочь ближнему, особенно уделяя внимание детям бедняков, “из которых выйдет Тора”. Ведь сказали мудрецы: «И пусть бедные будут твоими домочадцами».

Еще до окончания видео мой друг Эфраим Биньяминов, сидевший рядом со мной, жестами показал мне, что у него есть идея. «Я хочу сделать то же самое в моей новой квартире», — сказал он мне после окончания программы. И мы договорились устроить такое новоселье. В трактате Йевамот Талмуд говорит: «Человек без дома — не человек». Поэтому во всех еврейских общинах на протяжении поколений было принято устраивать в новоселье трапезу в собрании друзей, выражая Всевышнему благодарность за эту великую радость.

В московском районе Хорошево есть новый жилой квартал. Дома там красивы, между ними проложены дорожки, фонтан, скамейки, игровые площадки для детей новых жителей. Лифт нового дома сделал бы честь любому из роскошных отелей города. После того, как мне оказали честь прикрепить мезузу на одну из дверей квартиры, предварительно обсудив ее правильное расположение и высоту, я сел за большой стол с детьми, которых привел. Это была старшая группа общества чтения Теѓилим по Шабатам. Вместе мы читали Теѓилим, “12 фраз”, давали цдаку и пели хасидские песни. За всем этим с интересом наблюдали несколько еврейских соседей, впервые в жизни видевших такое.

«Теперь я чувствую, что квартира освящена и достойна быть домом для нашей семьи», — сказал Эфраим, известный своим гостеприимством и всегда готовый использовать любую возможность, чтобы помочь другим людям духовно и материально.

3 Я короную царя

В популярном бюллетене «Сихат ѓа-шавуа», издаваемом молодежной организацией ХАБАДа в Израиле, мой друг писатель р. Менахем Коѓен в своей колонке «Еврейская жизнь» на этой неделе публикует беседу с моим дядей, кантором р. Цви ѓа-леви Ѓоровицем. Он потомок древнего левитского рода, восходящего по традиции к пророку Шмуэлю, и уже более тридцати лет ведет молитвы в Дни трепета:

«Пение было неотъемлемой частью нашей жизни. Прохожие в районе Геула в Иерусалиме знали, что стоит прийти к окнам нашего дома в субботнюю ночь, чтобы послушать пение. На субботней трапезе мы с отцом пели часа четыре. Даже известные раввины и адморы приходили и слушали пение, доносившееся из дома.

Хасид, ведущий молитву, должен всегда помнить, перед Кем он стоит. Хасидский кантор не должен выступать на неподобающих мероприятиях. Рав Авраам Пресман рассказал мне, что однажды подписал контракт на выступление, которое должно было принести ему 150 тысяч долларов, и рассказал об этом Любавичскому Ребе. Ребе спросил его, будет ли там разделение мужской и женской аудитории, и когда понял, что нет, указал разорвать контракт.

Был один еврей, который каждый год приходил на одну из молитв в Дни трепета, чтобы спеть определенный напев. Иногда это нарушало порядок молитвы, но я старался петь с ним. Однажды я почувствовал, что его пение не вписывается в порядок молитвы, и продолжил молитву так, как собирался изначально. Но сразу я понял, что обидел человека. После молитвы я послал друзей в синагогу, где он обычно молился, и попросил его прийти и завтра, чтобы я мог вместе с ним спеть его любимый напев. На следующее утро я обнаружил, что потерял голос! Со мной никогда такого не случалось. Я попросил брата заменить меня. Тогда я понял, насколько нужно быть осторожным, чтобы не обижать людей.

Многие люди ищут секрет нужного намерения в молитвах в Дни трепета. Мой секрет в том, что молитва любого еврея обладает огромной силой. В молитве мы переворачиваем миры! Если мы это поймем и не будем говорить себе «я ничего не значу», и будем молиться с таким намерением, а не для галочки – это будет правильная молитва. В Рош ѓа-шана мы коронуем Всевышнего как Царя над миром. Представьте себе, что вы, лично вы, удостоились короновать Царя всей вселенной! И ваша молитва пойдет совершенно по-другому».

Фото недели: Москва по соседству с Сигетом

От нью-йоркского района Краун-Хайтс до района Вильямсбург идти меньше получаса. Однако на первый взгляд кажется, что различия во взглядах между жителями этих двух районов очень велики – там много хабадников, тут живет Сатмарский ребе. Но вчера мы убедились, что эти различия преувеличены.

Как только Главный раввин России р. Берл Лазар вышел из машины, которая привезла его в центр Вильямсбурга, многие жители выстроились, чтобы пожать руку гостю и попросить его благословения в целом и в частности на новый год. Оказывается, р. Лазара здесь знают!

Как и каждый год, р. Лазар прибыл с примерно сотней друзей еврейских общин России, чтобы провести Шабат слихот у Ребе. Друзья Хабада и Сатмара организовали р. Лазару прием у Сатмарского ребе р. Залмана Лейба в его резиденции в Вильямсбурге. Тот был рад принять выдающегося гостя из России и услышать из первых уст о происходящем в России и не только. Известна деятельность хасидов Сатмара по спасению евреев Йемена, поэтому хозяин был рад услышать об усилиях р. Лазара на благо йеменских евреев. Кроме этого, р. Лазар рассказал о своей встрече с… главным раввином Ирана на «нейтральной территории». Но об этом мы здесь не будем говорить подробно, ведь как говорит Талмуд, благословение пребывает на скрытом от глаз.

В резиденции Сатмарского ребе говорили о связях адмора р. Йоэля из Сатмара с Ребе. Рав Эли Славин, один из активистов Краун-Хайтс, долгие годы поддерживающий связь с двором Сатмара, рассказал то, что слышал от секретаря Ребе, р. Лейба Гронера:

«Когда р. Йоэль из Сатмара пришел утешить Ребе, который был в трауре по своей матери, ребецн Хане, скончавшейся между Рош ѓа-шана и Йом кипуром, Ребе попросил у него «разрешения» выйти из дома, чтобы окунуться в микву в канун Йом Кипура. Рабби Йоэль оперся на свою серебряную трость и ответил: «Ни, ни». Ребе повернулся к р. Лейбу Гронеру и спросил: «’Ни’ значит «можно» или ‘ни’ значит «нельзя»?» Рабби Йоэль ответил: «Любавичский Ребе достаточно велик, чтобы самому решить этот вопрос»».

После того, как р. Лазар подарил р. Залману Лейбу свою книгу «Шлах лахмеха», было подано вино в серебряных бокалах из серебряного кувшина, и они обменялись благословениями на новый год.

К концу встречи раввин процитировал слова Ребе о том, что существует противоречие. С одной стороны, изгнание – это плохо и горько, и мы должны просить Всевышнего вывести нас из него. Но во время Избавления, когда всем станет очевидно, что именно происходило в глубине в период изгнания, исполнится стих: «И скажешь в тот день: благодарю Тебя, Г-споди, что Ты гневался на меня». Тогда мы будем благодарить Всевышнего за изгнание, потому что тогда мы увидим добро, которое было в нем скрыто.

Хозяин ответил похожим высказыванием от имени своего дяди рабби Йоэля из Сатмара, который спрашивал о значении слов Талмуда в трактате Мегила: «Учили: рабби Элиэзер ѓа-Капар говорит: в будущем синагоги и дома учения Вавилона будут установлены в Земле Израиля». Почему нужно будет импортировать синагоги из-за границы во время Избавления? Потому что их будут ценить из-за самопожертвования и усилий, которые были вложены, чтобы построить эти здания в трудных условиях изгнания.

Рав Лазар рассказал о своем деде, в честь которого он назван, который жил в городе Сигет в Венгрии и был одним из лидеров сатмарского хасидизма в те давние годы. Сатмарский ребе ответил, что много слышал о нем и знает, что он даже был соседом его деда, адмора из Сигета, они жили в домах по соседству. А когда меня представили хозяину, ему сказали, что я потомок автора книги «Исмах Моше», основателя династии Сатмар, и ему было приятно это услышать.

Гут шабес, ктива ва-хатима това

Шие