Моменты недели – глава Насо
Зарабатывать сыром рук своих / Обновленное общество Теѓилим / Отправь урок свой по водам / Скрижали были квадратными
- Земля, изобилующая вином и сыром
Лицо, смотрящее на нас с фотографии, передающейся в семье из поколения в поколение, полно величия. Густая широкая борода, субботний штраймл, шелковая капота и глубокие глаза, излучающие доброту и мудрость — так я описывал своей семье и моим спутникам моего прапрадеда по материнской линии, р. Моше Рехтмана, когда мы возвращались с ранней утренней молитвы у Западной Стены в праздник Шавуот. Я рассказывал им истории, которые услышал от матери в детстве и которые всплывали в моей памяти, когда множество людей приходило в течение всей ночи праздника Шавуот, чтобы прикоснуться к камням Стены, остатка нашего Храма, да будет отстроен он в наши дни. В этом году мне посчастливилось провести праздник в Святой Земле по случаю семейного торжества, запланированного сразу после праздника.
В праздник Шавуот принято есть молочные блюда, и по этому случаю я рассказывал о р. Моше Рехтмане, которого жители старого Иерусалима называли «реб Мойше-сыровар». Его отец р. Барух Цви был из знатной семьи, а супруга р. Моше происходила из известной семьи Эпштейн, знаменитой многими раввинами. Р. Моше был образованным человеком и оставил интересные мемуары.
Через год после того, как его отец р. Барух Цви поднялся в Землю Израиля и обнаружил, что в Иерусалиме можно зарабатывать на жизнь производством сыра, он отправил письмо своему младшему сыну р. Моше, который уже демобилизовался из царской армии и обосновался с семьей в Турове в Беларуси. Отец призвал его подняться в Иерусалим, жить в Святой Земле и заняться производством сыра. В производстве козьего сыра и в производстве вина есть свои сезоны. Когда наступает сезон изготовления сыра, на виноградниках еще нет гроздей, а когда приходит сезон производства вина, у коз в природных условиях уже нет молока. Поэтому человеку, живущему плодами своего труда, даётся возможность зарабатывать на жизнь обоими способами параллельно: сначала он делает сыр, а через несколько месяцев он делает вино!
И вот 140 лет назад, в конце 1884 года, р. Моше отправился из Турова со своей женой и двумя детьми в путь в Иерусалим, настроенный решительно, как бывший солдат. В те времена в еврейском народе считалось, что жители Страны Израиля лишь учат Тору, а жители стран диаспоры их содержат. Реб Моше был готов доказать всем евреям, что и в Стране Израиля можно зарабатывать на жизнь плодами своего труда! Свои воспоминания мой прапрадед написал «в память для будущих поколений о наших усилиях, которые мы приложили, чтобы зарабатывать на жизнь трудом рук своих». Они полны величия людей хасидизма и праведности, которые поистине «соединили Тору и труд».
- Чтение Теѓилим рядом с их автором
День после праздника Шавуот для меня много лет – особенный день. Многие хасиды продолжают носить в этот день праздничную одежду, а мой отец организует поминальную трапезу в честь йорцайта царя Давида.
Во время Второй мировой войны предыдущий Ребе, рабби Йосеф-Ицхак, выдвинул несколько инициатив на благо всего еврейского народа, в том числе создание общества Теѓилим на могиле царя Давида. Члены этого общества один за другим читали всю книгу Теѓилим рядом с её автором, во благо всех евреев. Так продолжалось несколько лет, пока после арабо-еврейской войны доступ евреев в Старый город Иерусалима не был закрыт. После Шестидневной войны, когда евреи снова начали молиться на горе Цион, Ребе предложили возобновить общество, но Ребе не отреагировал. Пока в канун Шавуота 1990 года…
34 года назад в канун праздника Шавуот в 5750 году моему отцу позвонил из США руководитель «Колель Хабад» р. Шалом Духман. Он взволнованно сказал, что к нему только что обратился р. Йеѓуда Кринский, секретарь Ребе. Оказывается, Ребе, будучи на Оѓеле своего тестя Ребе Раяца, велел возобновить работу «Всемирного общества Теѓилим» на могиле царя Давида на горе Цион в Иерусалиме.
В этом году мне посчастливилось принять участие в трапезе в честь царя Давида, и по указанию моего отца я рассказал о том кануне праздника и неожиданном телефонном разговоре. Уже на следующий день после Шавуот быстро начали искать членов для возобновления работы общества. И для того, чтобы придать этому серьёзный вес, мой отец попросил меня тогда подготовить каллиграфический бланк нового общества, чтобы провозгласить публично указание Ребе и потом отправить Ребе список членов. Сам Ребе просил, чтобы его упоминали в обществе, и придавал ему большое значение. Несколько раз из секретариата Ребе звонили и просили передать имена членов общества и имена их матерей, а также точное расписание чтения Теѓилим. Во время войны в Персидском заливе Ребе попросил такой список и ждал его прибытия, прежде чем отправиться на Оѓель.
Я посмотрел на сидящих у восточной стены уважаемых раввинов – р. Йосефа Ицхака Слонима, раввина центра Иерусалима, р. Моше Цви Ѓальперина, раввина синагоги Хабад в квартале Бейт Исраэль, и вспомнил их покойных отцов, которые постоянно укрепляли работу общества, особенно когда приходили участвовать в этой трапезе каждый год. Бывали здесь и другие незабываемые личности, известный иерусалимский проповедник р. Авраѓам ѓа-коѓен Ѓоландер и другие. Мой отец работает в обществе со дня возобновления его работы. Он получает со всего мира имена для упоминания на могиле царя Давида ради исцеления и спасения, и многие видели помощь Свыше в заслугу чтения Теѓилим.
- Отправь свой хлеб по водам
По дороге обратно с горы Цион я заехал в один из книжных магазинов в районе Геула. И на витрине я увидел новую книгу «Шлах лахмеха», и половина стопки уже была продана, несмотря на то что книга только сегодня поступила в магазин. Я с радостью открыл её и мои глаза упали на конец предисловия:
«…Во многих случаях Ребе поощрял и требовал от разных людей публиковать новые открытия в Торе, и это главная причина, по которой я издал книгу. Я не уверен, что всё написанное здесь действительно соответствует истине Торы, и буду рад получить замечания и отзывы на сказанное. Но поскольку здесь много цитат лидеров Хабада и великих евреев всех поколений, это ещё один небольшой шаг в распространении источников хасидизма, что приведёт к приходу праведного Машиаха.
Эта книга – о главах книги Берешит, и дай Б-г, чтобы я смог в скором времени опубликовать и последующие книги, по всем пяти книгам Хумаша. С помощью Всевышнего я также хочу опубликовать ответы на ѓалахические вопросы, задававшиеся в этой стране. Я мечтаю удостоиться совпасть с истиной Торы и продолжать миссию в России к удовлетворению Ребе, главы нашего поколения, и исполнять его святую волю. И очень скоро мы удостоимся прихода праведного Машиаха и нового раскрытия Торы от Царя всех живущих.
Раввин Шломо Дов-Бер Пинхас Лазар. Москва, Россия, на следующий день после праздника дарования Торы 5784 (2024) года».
«Шлах лахмеха» содержит уроки по недельным главам Торы и комментарию Раши, увлекательные и актуальные проповеди, произнесенные и написанные Главным раввином России р. Берлом Лазаром. Все знают, сколько сил и времени р. Лазар вкладывает в публичное преподавание Торы. С частью из них широкая публика знакомится каждый Шабат, начиная с первого урока при наступлении Шабата, потом выступления на вечерней молитве и на дневной молитве, и на фарбренгенах. Время от времени я публиковал здесь некоторые мысли и идеи из этих проповедей, стараясь их правильно запомнить и понять. Со временем у р. Лазара накопилось много материала, который и лёг в основу этой книги, содержащей около 700 страниц. И теперь, в честь Исру хаг Шавуот, его шестидесятилетия, р. Лазар порадовал евреев замечательной книгой, первой частью из серии книг, которые мы будем с нетерпением ожидать.
Фото недели: Прямоугольные скрижали
О смысле названия своей книги Главный раввин России р. Лазар пишет, что изучение Торы с евреями, приближающимися к пути Всевышнего, соответствует словам из книги Коѓелет (11:1): «Отправь свой хлеб по водам и спустя много дней ты найдёшь его». Иногда одно высказывание, которое еврей слышит на уроке Торы, одна идея, один урок влияют на него и производят в его жизни духовный переворот, а учитель даже не осознаёт этого, и только «спустя много дней» он узнает – если узнает – какое действие совершил урок Торы, который он давал много лет назад.
И р. Лазар сумел повлиять не только евреев России, но и на жителей Иерусалима. Около трёх лет назад он узнал, что большая синагога буяновских хасидов в центре Иерусалима будет отремонтирована и расширена, и в ней будет построен новый большой ковчег для свитков Торы. Рав Лазар знаком с буяновским ребе: они встречались в США на свадьбе общих знакомых, и несколько лет назад р. Лазар нанес ему визит в Иерусалиме. Поэтому р. Лазар отправил буяновскому адмору письмо с объяснением важности изображения скрижалей завета на ковчеге так, как положено –прямоугольными, а не круглыми, согласно святому подходу Ребе.
Вследствие этого письма адмор приказал руководителям ремонта изменить первоначальный дизайн. Во всех синагогах буяновских хасидов отныне будут изображать скрижали квадратными, согласно святому указанию Ребе, главы нашего поколения. Даже в публикациях различных хасидских организаций в преддверии праздника Шавуот уже появились квадратные скрижали. В канун праздника Шавуот, когда стало известно о прямоугольных скрижалях, сделанных в синагоге Буяна, раввин Лазар отправил адмору второе письмо:
«Венцу и короне великолепия Израиля, адмору из Буяна, да пребудет с ним Всевышний, в Святом городе Иерусалиме, да будет он отстроен и восстановлен. С пожеланием всего хорошего, с любовью и дружбой.
Известны слова наших учителей, выдающихся законоучителей, столпов закона, Рашбы и Рама, да защитят нас их заслуги: «Заповедано рассказывать о совершающих заповеди». Поэтому мы выражаем признательность исполняющим заповеди. И тем более в случае большого исправления – установления формы скрижалей завета на ковчеге согласно форме скрижалей, переданной нам от наших мудрецов: они были квадратными. И время благоприятствует этому: сейчас дни подготовки к получению Торы, когда дарование Торы пробуждается каждый год. Так говорили наши мудрецы: «Сказал Всевышний Израилю: Дети мои, читайте эту главу каждый год, и Я засчитаю вам, как будто вы стоите перед горой Синай и получаете Тору, как сказано: «В этот день пришли они в пустыню Синай»» (Ялкут Шимони, гл. Итро).
Поэтому да укрепится сила Ваша, ведь Вы исправили в своих домах учения изображения скрижалей на ковчеге – они должны быть прямыми и квадратными. И если сказали: «Прими истину от любого, кто бы ни высказал ее», то тем более это верно, если говорящие – это великие мудрецы поколений во главе со святым Любавичским Ребе, да будет память о нём благословенна…»
Письмо полно источников, слов мудрецов ѓалахи, Каббалы и хасидизма о важности изображения скрижалей прямоугольными, а не круглыми. Ведь на протяжении ранних поколений изображения скрижалей делались иноверцами, а в их учениях круг занимает важное место, ведь они верят, что звёзды и планеты небесного круга управляют нашей жизнью и всё идёт по кругу. И поэтому особенно важно установление еврейского обычая изображения скрижалей и меноры как у нас положено, а не по их законам, да сохранит нас Всевышний от подражания им.
Мне выпала честь быть посланником и передать и первое, и второе письмо в руки доверенных лиц адмора. А на исходе праздника, после того как закончился фарбренген и через короткое время после того, как буяновские хасиды вышли с «тиша» адмора, я направился в буяновский «клойз», чтобы сфотографировать новый ковчег, освящённый в канун праздника, а над ним – прямоугольные скрижали.
Гут шабес,
Шие