Моменты недели – глава Итро

Провидение-1 / Провидение-2 / Сердце президентов в руке Г-спода / Свиток с видом на Храм

1 Проблемы с газом, говорите?..

Прошлый Шабат я провел в Тверии, у моего родственника р. Иче Тайхтеля. На исходе Шабата он пригласил меня помолиться у могилы рабби Меира Чудотворца. Особое значение имеет посещение этого святого места в сопровождении его старосты, который ежедневно, помимо своих многочисленных религиозных обязанностей, посвящает несколько часов территории могилы, направляет посетителей, отвечает на вопросы и молится за всех обращающихся со всего мира.

Мы помолились, зажгли светильник из оливкового масла и стали разговаривать о чудесных свойствах этого места. Его история началась около двух тысяч лет назад, когда рабби Меир велел римскому тюремщику освободить его невестку и сказал, что если того привлекут к суду, пусть он скажет «Б-г рабби Меира, ответь мне!» — и будет спасен. Так и произошло. Поэтому рабби Меира называют еще рабби Меир-Чудотворец.

Место захоронения святого р. Меира находится в Тверии, и на протяжении поколений оно служит неиссякаемым источником благословений и спасения для каждого еврея, который приходит сюда молить Всевышнего о спасении и милосердии, в заслугу мудреца, похороненного там. В еврейской традиции распространен обычай жертвовать на благотворительность «в заслугу рабби Меира Чудотворца» и надеяться на чудесное спасение с Небес. И вот что рассказал мне р. Иче Тайхтель:

— Две недели назад мне позвонил один еврей, владелец крупной строительной компании в США, с просьбой пойти к могиле праведника и помолиться об успехе проекта, который застрял в сложной бюрократии, что могло привести к большим финансовым потерям. Он только что закончил строительство 250 единиц жилья, и покупатели должны уже получить ключи от квартир, но возниклапроблема с получением разрешения на газ для всего проекта. Если она не разрешится в течение одних суток, ему придется ждать еще полгода, что приведет к большим финансовым потерям.

Я, конечно же, пошел и помолился. И спустя совсем небольшое время мой партнер по работе на этом святом месте габай р. Йекутиэль Залмановичрассказывает мне, что на участок пришел некий заокеанский бизнесмен. Видимо, он был на могиле рабби Меира-Чудотворца впервые в жизни, и поэтому расспрашивал, какие просьбы здесь высказывают, о чем здесь молятся. Рав Залманович рассказал: вот, например, только что молились об успехе одного крупного подрядчика, у которого возникли проблемы с подведением газа к жилому проекту (конечно же, не называя ни имени, ни деталей). «Газ, вы говорите?» — спрашивает бизнесмен. «Да». — «А это не в США ли происходит?» «Да». «А может, в таком-то округе?» «Да. — «Дайте мой номер телефона этому человеку и скажите ему, что я обязуюсь заняться этим прямо сейчас. Я отвечаю за газоснабжение в этом округе!»

2 «Я отсюда не сдвинусь!»

В Иерусалиме живет еврей по имени р. Давид Кляцкин, который везде и при каждой возможности рассказывает о «ѓашгаха пратит» — о Провидении.Одна из центральных концепций в иудаизме –Всевышний наблюдает за созданным Им творением, и в каждой его детали есть смысл, относящийся к цели всего творения. Несколько дней назад ему рассказали такую историю.

В понедельник три недели назад произошла ужасная авария. Эстер Илани, праведница, чья жизнь была наполнена молитвой и добрыми делами, ежедневно завершавшая чтение всей книги Псалмов и молившаяся на могилах праведников, была сбита грузовиком, когда посещала кладбище в Бней-Браке. Ей было 77 лет, и это произошло на участке выпускников ешивы Поневеж.

Существует ѓалахическое понятие «мет коне мекомо»(умерший приобретает себе место), что означает:если некий человек, у которого нет родственников, похоронен в некоем месте, его могилу уже не сдвигают: ведь некого попросить о разрешении на это. Принцип «умерший приобретает себе место» учитывают и в других случаях. Например, в данном случае руководство участка Поневеж учло его и согласилось продать для этой погибшей женщиныместо на своем участке, который почти полон и где похоронены великие и важные раввины.

После завершения похорон матери члены семьи пошли проверить, рядом с кем она сейчас лежит, и вот что рассказал ее сын:

— У нас была соседка, пережившая Холокост, одна из всей своей большой довоенной семьи. Моя мама обратила на нее внимание, постоянно приглашала к нашему столу, заботилась о ней как о дорогой сестре, обеспечивала едой и лекарствами, приглашала на наши семейные торжества. Когда пришел конец жизни той соседки, мама решила, что она должна быть похоронена на самом важном участке кладбища в Бней-Браке. Она пришла в офис администрации участка Поневеж, но там не захотели с ней разговаривать. Это участок для великих раввинов и их супруг…

Но наша мама не уступала им. «Женщина лежит в морозильнике в больнице, и я останусь здесь в офисе, пока не получу для нее место. Я отсюда не сдвинусь!» Руководство участка начало переговоры и назвало очень высокую цену, которую наша мать взяла на себя обязательство собрать. «У меня есть еще одна просьба, — сказала она администрации. — Могила должна быть в первом ряду! Покойная не удостоилась оставить потомство, и если она будет похоронена там, где проходят люди, есть шанс, что о ней вспомнят, прочтут псалмы или мишну для возвышения ее души». Сотрудники офиса уже поняли, что с этим человеком не поспоришь, согласились и на это условие.

Так вот, когда мы похоронили нашу маму, мы увидели, что рядом с ней лежит та самая наша соседка, место для которой наша мама «выбила» у руководства. А погибла мама ровно в день смерти нашей соседки. Таким образом, в день йорцайта, когда мы будем приходить к могиле мамы, мы будем помнить и молиться также на могиле соседки, как она и хотела!

3 Политические ветры

В тот самый час, когда в Стране Израиля проводилась хупа, где со стороны невесты стоял Главный раввин России р. Берл Лазар, а со стороны жениха — раввин Одессы и Южной Украины р. Авраѓам Вольф, состоялся трансатлантический разговор между президентами России и США. Российское правительство объявило, что начало формировать команду для переговоров по различным вопросам, включая войну в Украине.

Сейчас, перед минхой в канун Шабата, мы согласно установлению основателя хасидизма, святого Баал Шем Това, произносим 107 псалом, где говорится: «Выходящие на море в кораблях… видели дела Г-спода и чудеса Его». А почему царь Давид отметил именно мореплавателей как тех, кто видит величие и чудеса Всевышнего? Мидраш отвечает так:

Представьте себе парусные корабли времен царя Давида, плывущие по «Великому морю», как называет его Танах – по Средиземному морю. Капитан, отправляющийся в путь с востока на запад, просит у Всевышнего восточный ветер. А на корабле, плывущем в то же время в противоположном направлении – с запада на восток, капитан просит у Владыки мира западный ветер! Всевышний прислушивается к молитвам обоих и посылает каждому нужный ему ветер. Ибо Он, благословенный, умеет сочетать вещи, которые на первый взгляд противоречат друг другу. Теперь понятно, почему «выходящие в море на корабляхвидели дела Г-спода и чудеса Его»!

Пусть Всевышний вложит в сердца владык правильный разум в каждой мысли, и пусть воцарятся между ними мир и спокойствие, когда все политические корабли, куда бы они ни плыли,находят свой путь в великом море народов.

Фото недели: С видом на место Храма

Я закрыл глаза, погрузился в молитву, и слова «И в Иерусалим, город Твой, с милосердием возвратись»произнес с особым волнением. И неудивительно, ведь каждый, кто окажется там, где я стоял вчера, и будет молиться обычную молитву минха, почувствует то же самое. Это было на одной из крыш домов в Старом городе Иерусалима, откуда можно увидеть место Храма. Там из-за наших грехов сейчас бродят лисы, но мы полны веры и надежды на скорое строительство Третьего Храма.

Мы собрались здесь по случаю начала написания нового свитка Торы, пожертвованного другом московской общины Даном Черником. Это не первый свиток, который он жертвует, но впервые начало написания букв началось в таком святом месте. Это было сделано по инициативе директора московской общины р. Мордехая Вайсберга, друга спонсора.

Время для торжества было назначено на следующий день после свадьбы дочери Главного раввина России р. Лазара, которая состоялась в банкетном зале «Ди-Сити» в Мишор Адумим. Свадьбы, выразившейзамечательное единство между евреями и особенно между посланниками Ребе, у которых есть только одна цель: действовать и выполнять свою миссию в мире и любви.

Первую букву написал р. Лазар, а затем чести написания были удостоены гости, прибывшие из разных мест мира. И когда день клонился к закату, после молитвы минха мы все вместе стали танцевать под с песню «Да будет построен Храм вскоре, в наши дни».

Гут шабес!

Шие