Моменты недели – глава Хукат

Все к лучшему / Винтовка без патронов и военная база без эрува / В поисках исчезнувшей гостиницы / Габай и его дедушка

  1. Чудеса, о которых мы не знаем

«Только когда я вошел в терминал аэропорта Кеннеди, я узнал, что авиакомпания «Дельта», с которой я должен был лететь, находится в соседнем терминале! Я поспешил туда, но не смог даже сдать чемоданы, и выход на посадку уже был закрыт, и у меня не было возможности улететь. Я вышел – и поехал на Оѓель. Уже наступал великий день 3 Тамуза. Я всегда хотел быть на Оѓеле в этот святой день, и вот, благодаря пропущенному рейсу, я оказался здесь. По дороге я позвонил в «Дельту», чтобы успеть на ночной рейс. Но сотрудник решительно сказал мне: «Раз вы опоздали, ваш билет отменен…»

Моѓель р. Мордехай-Цви Соломон, живущий в Монси, имеющий офис в Швейцарии и часто летающий в Россию, поделился со мной вчера тем, что он пережил на этой неделе в понедельник – канун 3 Тамуза.

«Я стоял вместе с тысячами других в очереди, которая медленно продвигалась ко входу в Оѓель, и сказал: «Ребе! Я еду как твой посланник, чтобы сделать обрезание ребенку, родившемуся у твоих посланников в России, и я прошу благословения, чтобы все устроилось». Я вышел из Оѓеля, после вечерней молитвы снова позвонил в компанию «Дельта» – и другая сотрудница сказала: «Нет, ваш билет действителен, и как раз освободилось место!» В час ночи я уже сидел в кресле самолета. И я сделал обрезание ребенку, родившемуся восемь дней назад, и еще несколько обрезаний заодно – все прошло гладко и без проблем».

Среди великих чудес, совершенных для Израиля в пустыне, наша недельная глава Хукат рассказывает о чудесах потоков Арнона. Раши приводит мидраш: поток протекал между двумя высокими и близкими горами, и по руслу потока должны были пройти сыны Израиля. Эмореи подстерегали их в горных пещерах и готовились напасть на них. Что же сделал Всевышний? «Сотряслась гора на стороне земли Израиля, и приблизилась к горе на стороне Моава, и убила врагов в пещерах».

Вероятно, некоторым евреям было трудно идти по гористой местности, возможно, некоторые жаловались. Но никто из них не знал, что прямо тут произошло великое чудо, спасшее их жизни! Всевышний сказал: «Кто сообщит Моим детям об этих чудесах?» После того, как евреи прошли, горы вернулись на свое место, а источник Мирьям вынес из потока кровь убитых врагов. Увидели сыны Израиля и воспели песню: «Поднимись, источник, пойте ему…»

«Только благодаря тому, что я пропустил первый рейс, я удостоился быть на 3 Тамуза у Ребе. И весь дальнейший путь прошел для меня успешно. Таких и подобных историй у меня множество, и много раз я видел, как то, что казалось мне потерей, оказывалось выигрышем. Нужно только верить, что все, что делает Милосердный, делается к лучшему», — говорит р. Мордехай Цви.

  1. Кто хочет чип в мозгу?

Несколько недель назад я рассказывал в этом блоге о беседе с раввином Хаимом Шмерлером в синагоге, которую он возглавляет в Иерусалиме. В конце беседы он вручил мне подарок для Главного раввина России р. Берла Лазара: небольшую коробочку из красного дерева, а в ней флешка, содержащая уроки на идише и иврите по всему Вавилонскому и Иерусалимскому Талмуду – его уроки. Затем р. Шмерлер с улыбкой пересказал мне «ворт» своего учителя, адмора из Цанз-Клойзенбурга: «Если однажды изобретут способ вставить в мозг человека чип со всей Торой, большая очередь людей выстроится, чтобы сделать это. Но Всевышний хочет от нас «труда над Торой», а не легкого получения знаний!»

Адмор из Цанз-Клойзенбурга был известен своей гениальностью в Торе и усердием в ее изучении, несмотря на тяжелые испытания, которые он пережил в своей жизни. Он много сделал для распространения Торы во всем мире. Сегодня мне вспомнилась еще одна встреча с последователем этого адмора – писателем р. Биньямином Клюгером из Иерусалима, во время одного из его посещений моего дома в Москве. Вот что он рассказал мне за субботней трапезой:

Р. Биньямин родился в 1948 году в лагере для перемещенных лиц Винцхайм в Германии.

Адмор из Цанза пришел в синагогу лагеря между молитвами минха и маарив, чтобы произнести проповедь; родители р. Биньямина познакомились с адмором и привязались к нему. После того, как р. Биньямин женился в 1968 году, он при первой возможности отправился к адмору. Он пришел со своей женой на исходе Шабата, а вечерняя молитва на исходе Шабата у Адмора проходила в час ночи, а после нее еще ѓавдала, и было много людей, желавших встретиться с ребе. Староста предложил р. Биньямину заночевать поблизости и рано утром войти через черный ход. А рано утром адмор уже учил Тору в своей комнате. Когда супруги пришли, они увидели, что адмор стоит на лестнице, достав книгу с верхней полки шкафа, и просматривает ее. Он заметил пару, стоящую в дверях, спустился с лестницы, сел на стул и началась беседа, которая продолжалась более часа. Супруги не забывают ее до сегодняшнего дня, уже 54 года.

На протяжении лет р. Биньямин отправлял адмору письма с вопросами. Например, принимать ли пост библиотекаря в Национальной библиотеке Израиля. А еще был случай: он служил в армии и находился на военной базе возле Шхема, и там никто не удосужился сделать эрув. Это сейчас в каждой военной части есть «кцин дат», а то и раввин военной базы, а пятьдесят лет назад ситуация была совсем другой. Проблема, стоявшая перед р. Биньямином, была следующей. С одной стороны, солдат в армии должен быть готовым в любой момент отразить атаку врага, и вопрос, можно ли ему носить в шабат оружие, вообще не стоит. Солдат в самом прямом смысле охраняет жизни – свою, своих товарищей, своих сограждан. По этой же причине солдат всегда, днём и ночью, в шабат и в будни, должен держать винтовку или автомат при себе. С другой стороны, в те времена солдаты, не находящиеся в карауле, патроны с собой не носили (сейчас все и всегда носят патроны с собой). И вот р. Биньямин спрашивал адмора из Цанза-Клойзенбурга: можно ли там, где нет эрува, носить в шабат винтовку, если патронов в ней нет, они на складе? Ведь в случае чего с тем же успехом можно взять со склада и патроны, и винтовку… Здесь, как говорится, вопрос интереснее ответа, и желающие могут посмотреть ответ в книгах адмора из Цанза «Шефа хаим» и «Диврей яцив».

Р. Биньямин Клюгер был одним из первых волонтеров в организации «Мифаль ѓа-ШаС», он наблюдает за экзаменами в иерусалимском отделении уже 42 года как посланник своего адмора. А в своем квартале Гиват Шауль каждую пятницу вечером он раздает листок по недельной главе «Шефа хаим» — тоже уже сорок лет.

Адмор из Цанза удостоился воспитать поколение гениев, мудрецов Торы и хасидов. Я удостоился в детстве быть на одном из уроков, которые он давал в Иерусалиме, и присутствовать на его похоронной процессии в Нетании, 9 тамуза, на этой неделе 30 лет назад. Пусть его заслуги защищают нас.

  1. Старая Варварская

«Если у вас есть интересная история о древнем еврейском сооружении, сохранившемся до наших дней, или о найденной еврейской археологической находке или книге, это может заинтересовать нас для приложения «Общины» к газете «Ѓа-мевасер». Заранее спасибо, Зеэв Альперович». Хорошо помочь журналисту, ищущему разнообразный материал для своей рубрики, хорошо и воспользоваться возможностью рассказать о еврейской России прошлого и настоящего. Я перебирал в голове, что предложить Зеэву Альперовичу, и подумал, что лучше выбрать нечто подходящее к предстоящей хасидской дате: празднику Освобождения 12 Тамуза.

Около полугода назад, в Пурим катан, я публиковал в этом блоге здесь результаты исследования, проведенного педагогом «Хедер Менахем» в Москве раввином Авраѓамом Заксом. Он искал здание гостиницы, в которой остановился Ребе Раяц во время приезда в Москву для координации усилий в поддержку российского еврейства. Ребе Раяц описывает в своем дневнике Пурим катан 5687 (1927) года, рассказывает о трудностях этой поездки и о том, как ему пришлось убегать из московской гостиницы сразу после приезда из Ленинграда.

Я кратко рассказал об этом р.

Зееву, и его журналистское чутье сразу подсказало ему, что это будет захватывающий материал для рубрики «Еврейская точка», в которой он каждую неделю рассказывает о различных личностях и местах мира, связанных с еврейством. Я связал р. Зеэва с раввином Авраѓамом и попросил его выделить время, чтобы рассказать о своих исторических открытиях. Р. Авраѓам старался узнать побольше о Ребе Раяце, чтобы рассказать своим ученикам и дать молодому поколению представление о самоотверженности Ребе Раяца.

В течение многих лет еврейские историки пытались проследить маршрут этого визита Ребе Раяца в Москву. Р. Авраѓам Закс нашел документы и фотографии и даже нанес на карту маршрут Ребе Раяца, начиная от вокзала в Ленинграде и до его возвращения в Ленинград. Проблема была в названиях гостиниц. Сначала Ребе Раяц поселился в «Старо-Варварской», а потом посреди ночи бежал через кухню в «Большую Московскую». С «Большой Московской» мы с р. Авраѓамом разобрались – так Ребе Раяц назвал «Гранд отель Москва». А вот «Старо-Варварской» нигде нет, ни в каких исторических книгах. Есть улица Варварка, но на ней не было гостиницы с таким названием!

Что делает вдумчивый и обстоятельный историк? Он берёт телефонные книги Москвы 1920-х и 1930-х годов и ищет все гостиницы, находившиеся вблизи улицы Варварка, идущей от самой Красной площади. И каждую гостиницу проверяет: похоже ли ее местоположение на то, как его описывает Ребе Раяц в своем дневнике. После долгой кропотливой работы р. Авраѓам сумел найти гостиницу (носившую другое название), совпадающую с описанием Ребе Раяца. Сейчас в этом здании правительственные учреждения и уже никто не помнит, что было в нём раньше. Но желание и старание побеждает все преграды. И теперь можно добавить еще небольшой фрагмент к мозаике жизни и борьбы Ребе Раяца, который был чудесно освобожден из заключения именно в эти дни – 12 Тамуза, 97 лет назад.

  1. Как габай габаю

В учебном классе, который превратился в импровизированную клинику — и не в первый раз — на кушетке лежал Евгений. Пока моѓель р. Мордехай Цви готовился, он рассказал о еврейском имени, которое хотел принять после обрезания: «Это имя моего деда. Я помню, как дедушка и бабушка говорили на идиш, помню, как дед ходил к раввину в своем городе задавать разные вопросы. Но мои родители уже выросли совсем по-другому. А я еще больше отдалился от традиции…»

С тех пор как в центре Калининграда была восстановлена синагога, сожженная в «Хрустальную ночь» 1938 г., Евгений служит ее габаем. Он объявляет страницы молитв, которые сейчас читает община, вызывает к Торе кого положено, заботится о возвращении книг на полки и с большим удовольствием проводит субботние и праздничные трапезы. Посланник Ребе в Калининграде несколько раз просил его войти в завет праотца Авраѓама, как подобает каждому еврею, особенно выполняющему такую важную роль – старосты синагоги. «Если у тебя родится сын здесь в городе, и обрезание будет проведено здесь в синагоге, я и сам тоже сделаю обрезание», — сказал Евгений.

И вот вчера, в четверг, вскоре после обрезания сына посланника в Калининграде, моего сына, рава Аврома Боруха, он подготовил себя к великому моменту и выполнил свое обещание. Он удостоил меня чести произнести благословения и дать ему еврейское имя «Меир-Аѓарон» — как было сказано, в честь любимого деда. Я уверен, что этот дедушка на Небесах не успокоился, пока не привел внука к молитвам в синагоге и теперь – к обрезанию. Благословения я произнес по моей «Книге габая», которая только что вышла в свет, и подарил ее Меиру-Аѓарону, как габай – габаю, как собрат – собрату.

Гут шабес,

Шие