МОМЕНТЫ НЕДЕЛИ — ГЛАВА БЕШАЛАХ-ШИРА
Тепло на душе в Бердичеве / Бабушка нашлась спустя 84 года / Поезда из Варшавы в Треблинку и из Лодзи в Варшаву / Кидуш левана на польской площади
1. Либе идише киндерлех
В Шулхан арухе говорится: «Тёплое питьё на исходе шабата — прекрасное лекарство». Тарелка горячего супа или кружка горячего чая полезны для тела, но и душе полагается тепло. В прошлый шабат я был в кампусе «Ор Авнер» возле Житомира, и на исходе Шабата поехал в расположенный недалеко Бердичев — вместе с известным хасидским проповедником р.Исраэлем Ѓуминером, который каждый год в это время ездит молиться на могилы праведников на западе Украины. С нами была группа евреев, которую собрал р.Ѓуминер, называющаяся «Бней ѓейхала». На улице было очень холодно, но слова Торы и хасидизма, сказанные р.Ѓуминером в оѓелер.Леви-Ицхака из Бердичева, согрели сердца участников. Все объединились для чтения Теѓилим и молитвы р.Леви-Ицхака из Бердичева «Гот фун Авроѓом». В ней он призывает милосердие к «сынам Израиля, Твоим любимым».
Выходя, мы встретили раввина города и шалиаха р.МошеТалера, приложившего большие силы к строительству оѓеля и организации удобного доступа к нему для тысяч молящихся, приезжающих сюда в течение года. На трапезе «мелаве малка» у него дома мы согрелись телом и отогрелись душой, слушая истории о праведниках и хасидские нигуны.
2. Бабушка нашлась
О городе Ченстохове на юго-западе Польши я не слышал до этого понедельника, когда меня попросили о помощи, связанной с ним. Как туда добраться? «Мы едем в Краков, садись к нам в машину, мы проедем через этот город», — сказал мне молодой еврей. Вот уже видны пригороды Ченстохова, и водитель сворачивает на просёлок и останавливается перед старым еврейским кладбищем. «Здесь похоронен „Сифтей Цадик“, один из знаменитых хасидских адморов Польши, мы хотим помолиться на его могиле». Я присоединился к молитве. Кладбище заросло высокими деревьями, некоторые упали и разбили старые надгробия. Идёт мелкий снег, холод и тишина. Возле кладбища — братская могила десятков тысяч евреев округи, убитых нацистами.
Рав Шимон Гольдберг работает в мэрии Бейт-Шемеша. Он провёл личное исследование и обнаружил, что именно на кладбище Ченстохова похоронена его бабушка. Он и его семья поехали, чтобы попытаться найти её могилу. Я, честно говоря, сомневался, но зря. Могила бабушки нашлась, спустя 84 года после её похорон! Из машины принесли воду, помыли надгробие, установили его на положенное место, и потомки помолились на могиле, которую — насколько им известно — со времён Холокоста никто не посещал.
Рав Ноах Гольдберг, старший в группе, вдруг поприветствовал меня: «Шолом алейхем!» «Алейхем ѓа-шолом, мори ве-раби!» — ответил я, вспомнив, что он был моим учителем в хедере в Иерусалиме. Вот где встретились…
Я был рад встрече с р.Ноахом, с его сыном, известным благотворителем р.Нахумом, и со всей семьёй — известными лелувскими хасидами, выделяющимися своей любовью к евреям.
3. Поезда тогда и сейчас
Я еду по польским дорогам и читаю названия городов: Лодзь, Люблин, Пясенца, Сохачов, Ворка… Для меня это не польские города, а названия известных хасидских «дворов». Здесь жили великие адморы и их хасиды. Они были убиты вместе с тремя с половиной миллионами польских евреев во время Холокоста.
Вечером я поехал в Пшисху. Так как это моё первое посещение Польши, я хотел помолиться на могиле р.Яаков-Ицхака Рабиновича, «Святого еврея», рабби из Пшисхи, основателя многих хасидских династий. Он мой предок со стороны отца, со стороны матери и со стороны тестя — троекратный.
По дороге в Варшаву я проехал недалеко от Отвоцка. В этом городе находилась ешива «Томхей тмимим» Ребе Раяца, в которой учились сотни учеников до Холокоста. А вечером 10 швата я был на фарбренгене в центральном Бейт-Хабаде Варшавы и слушал шалиаха р.Шалом-БераСтемплера. В перерывах между хасидскими историями и объяснением хасидского учения мы вместе пели хасидские нигуны. Центральный Бейт-Хабад наполнен еврейской жизнью в течение всего дня. На молитву собирается миньян, проводятся уроки Торы, многочисленным еврейским туристам, посещающим Варшаву, помогают добрым советом, консультацией, чашкой чая, книгой — и добрым словом хасидизма.
«Вон тот еврей живёт в Лодзи», — рассказывает мне р.Стемблер. «Он приезжает сюда на поезде каждый понедельник, четверг и каждое новомесячье, чтобы послушать чтение Торы».
А по дороге от Бейт-Хабада к гостинице я остановился на бывшей Умшлагплац. С этой площади более трехсот тысяч евреев Варшавы были отправлены в товарных вагонах в лагеря уничтожения, в первую очередь в Треблинку. Среди них были и мои родственники. На памятной стеле — слова «Земля, не скрой кровь их!»
Фото недели: кидуш левана на польской площади
В Иерусалиме рассказывают такую байку: один иерусалимец, почти не покидавший родного города, как-то выехал из Иерусалима и доехал до ближайшей деревни Моца. «Если уж я до Моца доехал, так поеду сразу на гору Мерон!»
Я приехал в Украину и на исходе шабата вспомнил, что в воскресенье — йорцайт р.Давида из Лелува. И подумал: «Ну если я уже в Украине, съезжу в Польшу, отмечу там йорцайт этого праведника — ведь и он мой предок!» И вот я среди многих сотен хасидов — из Израиля и из Европы. Встретил я там своих родственников и старых друзей, мы вместе молились, и меня пригласили подойти к адмору из Лелува, продолжателю р.Давида, передавшему благословение евреям России.
После вечерней молитвы все вышли на городскую площадь сказать «благословение молодого месяца». Один из хасидов объяснил мне: «Каждый год, если на небе нет облаков и виден молодой месяц, мы выходим на эту площадь для кидуш левана. Здесь, на площади, были убиты все евреи Лелува восемьдесят лет назад».
Я сфотографировал эту площадь, хотя руки дрожали от холода, а сердце дрожало от переживаний.
Гут шабес
Шия