МОМЕНТЫ НЕДЕЛИ — ГЛАВА БЕЃАР
Удивительный танец / Проектировать должны те, кто в теме / Шия стрижет маленького Шию / Папа смотрит с небес
1. Счастлив взирающий на бедного
Мы сидели с несколькими близкими друзьями возле горы Мерон под звуки чудесных мелодий, раздававшихся с горы, и один из них поделился недавней историей. Одному из его родственников сделали сложную операцию: ему были вынуждены ампутировать часть ноги, чтобы спасти жизнь. Даже спустя несколько недель он еще не оправился душевно от этого переживания. Его родственники празднуют семейное торжество, а он лежит в депрессии и не может найти в себе силы, чтобы поехать туда.
Вдруг в дверь стучатся. Входит некий еврей и говорит, что его послал к больному такой-то известный раввин. И не сказав ни слова, начинает танцевать! Через несколько минут хозяин спрашивает, что это всё означает, и гость — как будто только и ждал этого вопроса — приподнимает штанины своих брюк и показывает, что они прикрывают два протеза.
Человек, лежавший в постели, все понял. Он сердечно поблагодарил неожиданного гостя и обратился к жене: «Закажи такси!» С ее помощью он оделся, и они оба отправились на семейное торжество. С этого начался процесс душевного восстановления, с пониманием того, что любую трудность можно и нужно преодолеть, и зависит это только от воли и веры.
2. Подумай, прежде чем действовать
Не надо быть великим ученым или обученным экспертом, чтобы распознать места, спланированные и спроектированные людьми, которые живут интересами этого места и знают различные нюансы.
Предположим, я захожу в синагогу и с первого взгляда понимаю, был ли архитектор евреем, который регулярно молится в синагоге, или он много учился для получения степени, но не живет жизнью синагоги и не знает ее потребностей. Например, раковина для омовения рук должна быть возле входа, чтобы молящиеся могли омывать руки перед каждой молитвой, как это предусмотрено ѓалахой; доска объявлений о времени молитвы должна находиться в удобном месте; недалеко от входа должны быть полки с сидурами; в течение всего дня синагога должна быть правильно освещена — без слепящего солнца и без затененных углов — чтобы там можно было учить Тору; в удобном месте должен находиться кофейный уголок; и многое другое.
Об этом я подумал вчера, когда был на горе Мерон. Опять свалка, опять давка… Контрольно-пропускные пункты были сломаны, разделительные заборы упали, и все договоренности, над которыми работали специалисты в полиции в течение последнего месяца, рухнули вместе с ограждениями. Намерения были благими, бюджет вырос неимоверно, но вместо того, чтобы взять для проектирования «местных», тех, у кого гора Мерон «в крови» — наняли специалистов для мероприятий другого рода и другого населения. Вот и случилась «тщательно подготовленная неудача».
Надеюсь, что соответствующие люди усвоили этот урок и в следующем году будут готовиться к празднику по-другому, профессионально и неравнодушно.
3. Образцовое гостеприимство
«Когда мне выпала честь быть на Святой земле, и я был — как как говорят хасиды в Стране Израиля — „с рабби Шимоном бар Йохаем и мудрецами „Идра Кадиша““, я слышал, как говорят: Мерон — радостное место. Приходя на Мерон, становишься сильнее». Так писал Ребе Раяц. И ещё он слышал на Мероне фразу: «Рашби — радостный ребе…».
Одна из составляющих радости — это, без сомнения, вкусная еда и питье. И на протяжении многих поколений добрые люди с искренней любовью кормили паломников, прибывающих со всего мира.
Я шел тропами и дорогами, ведущими к горе Мерон, и, как и каждый год на протяжении десятилетий, мое сердце переполнялось волнением, когда я видел изобилие еды, предлагаемой паломникам бесплатно, её растущее качество и разнообразие.
Радость рабби Шимона бар Йохая, подобной которой нет нигде в мире.
Фото недели: Опшерниш на Мероне
Я помню, что еще несколько лет назад те родители, что привозили детей на Мерон для «халаке» — их первой стрижки — делали это в Лаг ба-омер днем. Теперь народу стало приходить столько, что многие исполняют этот обычай вечером, сразу после большого зажигания на крыше циюна рабби Шимона бар Йохая. Родители достают ножницы и предоставляют родственникам и друзьям честь начать стрижку своего трехлетнего сына, с радостью исполняя древний обычай.
И вот я встретил своего племянника, держащего на руках своего старшего сына в маленьком «штраймле», специально сшитом для него, и в красивом костюмчике. Мне оказывают честь срезать с него прядь волос. А зовут мальчика Шия! Другой брат берет мой телефон и снимает этот волнующий момент.
Прошлой ночью, на исходе праздника, я снова был на крыше циюна рабби Шимона бар Йохая, и встретил одного из моих дядей, радостно танцующего в маленьком кругу, в центре которого — два пожилых человека в праздничной одежде. Они держат другого трехлетнего мальчика. «Это племянник моей жены. Его отец погиб на горе Мерон в прошлом году. Помните страшную катастрофу, случившуюся здесь год назад — обрушение трибуны и сорок пять погибших? Маленького сироту держат и с ним танцуют два его деда».
Искры костра поднимались вверх, и я уверен, что отец этого мальчика видит сейчас этот танец, благословляет его и молит Всевышнего об ускорении истинного и полного Избавления и о воскрешении мертвых.
Гут шабес
Шия