Моменты недели – глава Балак

Ослица его переспорила / Мы не «русские евреи» / Столяр из Беэр-Шевы и свиток Торы в Кирьят-Гате / С чего начинается владение новым автомобилем?

  1. Меч в колодце

Я знал в Иерусалиме экскурсовода, который умел говорить с каждым гостем на его языке. Тех, кто интересовался святостью Иерусалима, он в первую очередь приводил к Западной Стене, рассказывал о существовавшем Храме и о Третьем Храме, который вскоре будет построен. А тех, для кого важно «посмотреть», он водил по красочным местам, по экзотическим ресторанчикам и тому подобное.

Однажды он вел группу по кварталу Батей Унгарин в Иерусалиме. Это один из первых кварталов, построенных за стенами Старого города в конце 19 в. В те времена в Иерусалиме еще не было постоянного водоснабжения, а кроме того, вокруг города бродили разбойничьи шайки. И новые кварталы строились как крепости: по периметру – дома, внутрь ведут ворота, запирающиеся на ночь, а в середине – колодец-водосборник. (Такая архитектура сохранилась в нескольких местах Иерусалима. Возможно, вы видели такие ворота в еще один городской квартал, когда проходили по иерусалимской улице Агрипас напротив рынка, а если вы заходили внутрь, могли видеть посередине уютного сквера и бывший колодец.)

Так вот, один из туристов хотел узнать, что внутри водосборника квартала Батей Унгарин. Ведь воду там уже не хранят! «Там находится… лестница Яакова», — пошутил экскурсовод. Наивный турист «купился» на это объяснение и преисполнился волнением. «А что во втором колодце?» — продолжал спрашивать он. Тогда экскурсовод выдал еще одну фантазию: «В Торе написано, что когда Бильам разозлился на свою ослицу, он крикнул ей: «Если бы у меня был меч в руке, я бы тебя сейчас убил!» — так вот, здесь находится тот самый меч…»

По приглашению царя Балака пророк Бильам седлает свою ослицу и отправляется в Моав. Но Всевышний гневается на то, что Валаам идет, и посылает ангела, чтобы помешать ему в пути. Ангел встает перед ослицей, и из-за этого она сворачивает с дороги. Бильам, не видящий ангела, злится на ослицу, которая свернула с пути без причины, и бьет ее. Когда ангел появляется в третий раз, и ослица ложится на месте, отказываясь идти дальше, Бильам снова бьет ее. Чудесным образом Всевышний открывает уста ослицы, и она обращается к Бильаму с вопросом: «Что я тебе сделала? Почему ты ударил меня три раза?»

«Ты опозорила меня!» — кричит Бильам в гневе. «Если бы у меня был меч в руке, я бы тебя сейчас убил!» И тогда Всевышний открыл его глаза, и он увидел ангела, который сообщает ему, что он послан Всевышним, чтобы преградить ему путь в Моав. После дискуссии ангел разрешил ему продолжить путь при условии, что он будет говорить только то, что Всевышний вложит в его уста.

Ребе приводит в одном из писем («Игрот кодеш», том 2) слова Зоѓара: «Сказал рабби Йоси: насмехались над ним князья Моава, которые пошли за ним. И когда пришли к Балаку, сказали ему: «И это ничтожество ты хотел позвать?! Ничего существенного ни в нем, ни в его словах. Ослица его переспорила!» Сказал рабби Хия: «Если бы ослица не сказала своих слов, Бильам не оставил бы своего намерения. Из слов ослицы он узнал, что его сила сломлена»».

Итак, открытие уст ослицы было способом, которым Всевышний сломил силу Валаама и не дал ему проклясть евреев. Так же говорит и мидраш Ялкут Шимони: «Удивились князья Моава, увидев чудо, которому не было подобного в мире». Чудо прошло, ослица осталась ослицей, меч, которого не было, не вынули. А мы с тех пор удостоились начинать каждое утро утреннюю молитву прекрасными словами Бильама: «Как хороши шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль».

  1. Евреи в шатре

Мы начинаем молитву каждое утро с «Как хороши шатры твои, Яаков». Но почему упоминается именно «шатер», временное сооружение, а не постоянный устойчивый дом? Обратите внимание, что Эсав называется «человек поля», в отличие от своего брата Яакова, называемого «сидящим в шатре». Поле нельзя перенести с одного места на другое, но шатер сегодня здесь, а завтра там. А человек, сидящий в шатре, остается самим собой. Возьмем, например, коренного француза. Он переезжает в США, и его потомки будут уже американцами. Но мы, евреи – которых Всевышний избрал из всех народов – где бы мы ни были, куда бы мы ни переехали и куда бы ни были посланы, остаемся тем же избранным и особенным народом. Мы переносим свой шатер с места на место и остаемся самими собой.

На этой неделе в Москве несколько дней гостил рав Хаим-Шауль Брук, который приехал со своей супругой навестить свою дочь и зятя из семьи Мондшайн. Даже короткий разговор с этим человеком увлекателен, особенно если он проходит на неделе между 3 и 12 тамуза. Рав Брук уже десятки лет руководит «Комитетом по переводу на иврит учения Ребе». На протяжении этих лет Комитет издал невероятное количество бесед, маамаров и писем Ребе. Постоянно открываются новые темы, новые жемчужины из учения Ребе.

В конце нашего разговора рав Брук вспомнил, что в этот Шабат, ровно шестьдесят лет назад, Ребе говорил о евреях в России. Не «русские евреи», а «евреи в России» — обращает внимание р. Брук, подходит к книжному шкафу и безошибочно достает один из примерно ста томов, которые он редактировал. И мы вместе читаем слова Ребе в Шабат главы Балак 5724 (1964) года:

«В продолжение фарбренгена праздника Освобождения 12 Тамуза следует также вспомнить о евреях, находящихся в той стране (России). Они «виновники торжества» праздника 12 Тамуза. Этих евреев нельзя называть «русскими евреями», а нужно называть «евреями в России». Они находятся там исключительно по воле Всевышнего, потому что они «народ Твой и наследие Твое», и не зависят от милости ООН, а только от воли Всевышнего. И да будет воля, чтобы исполнилось в них написанное в главе Теѓилим, читаемой в честь Ребе Раяца (в том году): «Яви нам, Г-споди, милость Твою, и спасение Твое даруй нам»».

  1. Свитку Торы повезло

«Мне нужен текст для благодарственной грамоты на русском языке», — обратился ко мне позавчера друг из города Кирьят-Гат в Израиле. «На какую тему? И для кого?» — спросил я. Друг в спешке забыл дать мне эту информацию. Я тем временем открыл в компьютере папку текстов благодарственных грамот, которые собрались у меня за годы работы, и когда через несколько минут пришел ответ, я сразу отправил текст благодарности жертвователю красивого и дорогого свитка Торы.

На следующий день друг прислал мне длинное и взволнованное сообщение, в котором описывает то, что происходило в их общине. В ешиву Хабада в Кирьят-Гате несколько недель назад прибыла бригада по сборке новой мебели. Один из столяров родом из России, несколько лет назад он репатриировался в Израиль и сейчас живет в Беэр-Шеве. В процессе работы он рассказал одному из учащихся ешивы, что у него есть брат в Москве, который заказал и оплатил свиток Торы у писца в Бейт-Шемеше, и теперь он ищет синагогу, у которой нет своего свитка Торы, чтобы преподнести его ей.

Информация распространилась быстро, и брату в Москву передали, что в Кирьят-Гате есть синагога «Майяней Исраэль», у которой нет своего свитка Торы, она пользуется свитком, одолженным в другой синагоге. Жертвователь подтвердил свое желание, согласился и заказал билет на самолет, чтобы прибыть на радостное торжество. Во время праздничной трапезы, которая состоялась на этой неделе в среду, на сцену были приглашены жертвователь из Москвы и его брат-столяр из Беэр-Шевы. Старосты синагоги вручили им благодарственную грамоту на русском языке.

Есть известное выражение из книги Зоѓар: «Все зависит от везения, даже свиток Торы в Храме». Есть свитки Торы, которым везет, по ним читают и используют их постоянно, а есть свитки Торы, которые стоят в ковчеге и только изредка по ним читают. Я не знаю, кому больше повезло – жертвователю, членам общины или свитку Торы, но я счастлив тем, что удостоился быть добрым посланником в подготовке благодарственной грамоты для спонсора.

Фото недели: Добрый глаз будет благословлен

Полтора десятилетия я жил с предыдущим автомобилем, привезенным из Европы, и вот приобрел новый, китайский, почти по той же цене, за которую продал старый. Китайский – потому что это то, что можно купить сегодня в России. С чего начинают пользование новым автомобилем? С того, что заносят в салон книгу Хитат и копилку для цдаки «Колель Хабад». Я опустил в неё деньги на цдаку, потом сел и настроил зеркала заднего вида.

Зеркала настроены, и тогда я вспомнил вопрос инструктора по вождению, когда он учил меня водить машину по улицам Иерусалима: «Вот ты едешь и вдруг замечаешь в зеркале, что на восемнадцатом этаже ребенок может выпасть из окна. Что ты будешь делать?» Я колебался, что ответить: остановить машину посреди дороги и побежать на помощь? (Мобильных телефонов в те годы еще почти не было) Или я в любом случае ничего не могу сделать и должен продолжать движение? Инструктор ответил сам: «Если ты видишь такое в зеркало заднего вида, значит, оно стоит криво! Ты должен немедленно остановиться у обочины и поправить зеркало, потому что с таким зеркалом ездить нельзя!»

В нашей недельной главе Балак говорится о пророке Бильаме. Говорит мидраш: «»И не было более пророка в Израиле как Моше» — в Израиле не было, но среди народов мира был, чтобы у народов мира не было повода сказать: «Если бы у нас был пророк как Моше, мы бы служили Всевышнему». И какой пророк был у них как Моше? Это Бильам, сын Беора». Когда Бильам понял, что из его уст выйдет только благословение Израилю, он подчиняется, и с этого момента слова его речи предваряются заголовком, отражающим то, что они исходят из его уст и по его инициативе: «Слово Бильама, сына Беора, слово мужа с закрытым глазом».

Почему Бильам добровольно рассказывает, что его глаз закрыт? И почему эта информация настолько важна, что вошла в текст Торы, существующий на века? На этой неделе я прочитал в сборнике «Баал Шем Тов о Торе», что внешние чувства человека должны очиститься, чтобы внутренние чувства могли стать подходящими сосудами для святости. Злодей Бильам осквернил свои внешние чувства и не был достоин пророчества. Бильам должен был быть «отключен» от внешней реальности, питавшей его чувства, и такое отключение – слепота – открыло для Бильама возможность самостоятельного пророчества. Слепота Бильама – это его достоинство, она позволяет ему «не следовать за своими глазами» и даровать чудесные благословения народу Израиля – вопреки той цели, для которой его пригласил царь Балак.

Пять чудесных чувств, которые дал нам Творец в Своей великой милости, и они, и все дополнительные способности, которые мы получили от Него, должны служить добрым и возвышенным целям. А зрение должно видеть в других людях только хорошее. Это путь, который ускорит истинное и полное Избавление, да будет оно вскоре, в наши дни.

Гут шабес,

Шие