Куда потратить деньги?
На этой неделе я разговаривал со своим знакомым из московской общины, которому на один из семейных праздников подарил керамический электрический чайник — красивый и полезный в хозяйстве. «Надеюсь, чайник служит хорошо», — сказал я ему вскользь. Он уклонился от ответа. Я подумал, что подарок не подошёл, или что чайник не работает… «Нет, чайник прекрасный, и спасибо за подарок, но я дома кипячу воду на газовой плите. Это дешевле».
Я заговорил о другом, а когда мы расстались, я подумал: «Ничего себе! Его семья сосчитала разницу между стоимостью газа и стоимостью электричества для того, чтобы вскипятить чайник. Значит, они экономят каждую копейку, в буквальном смысле слова!! Что же у них творится с расходами на одежду, на еду? А ведь и муж, и жена в этой семье работают…»
Да, такие семьи есть в нашем окружении, и это в Москве, где (говорят) сосредоточено 80% денег всей России. Сколько семей не могут вылечить детям зубы, потому что не могут скопить на это денег; сколько семей не знают, на чём ещё сэкономить после очередного повышения квартплаты; сколько семей забыли, когда в последний раз покупали одежду, а не брали на складах «секонд-хенд»…
Евреи всегда готовы помочь нуждающимся, и в первую очередь родственникам. Нельзя давать деньги «дальним», если «ближние» остались без помощи. Великий галахический авторитет современности, р.Шломо-Залман Ойербах, благословенной памяти, как-то услышал от молодой вдовы вопрос, куда ей лучше передать деньги, чтобы увековечить память мужа. Рав спросил, есть ли у неё маленькие дети, и услышав положительный ответ, однозначно сказал: «С этими деньгами пойди в магазин игрушек и порадуй своих собственных сирот!»
*
Сейчас читается уже восемнадцатая недельная глава Торы — «Мишпатим». В ней пятьдесят три заповеди. Одна из них очень важна для меня, так как я в ней, собственно говоря, работаю. «Если деньги будешь ссужать народу Моему, бедному, что с тобой…» Это повеление давать беспроцентные ссуды или давать напрокат вещи, на длительный или короткий срок. Мидраш «Мехильта», составленный во времена Мишны, разъясняет, что слово «им» (обычно переводимое как «если») в нашем случае означает «когда». То есть это не разрешение, а повеление. Из слов «с тобой» мидраш Танхума делает дополнительный вывод: «Представь себе, что это ты бедняк». И когда ты представишь себя в ситуации нехватки и нищеты, да не только у тебя — у твоей семьи, ты прочувствуешь положение бедняков и поможешь им с радостью.
Слова «бедному» и «с тобой», могущие показаться излишними (ведь бывает, что и богатые нуждаются), толкуются в Талмуде (Бава мециа, 71а) так: «Если стоит выбор, бедному дать или богатому — в первую очередь дай бедному. Если стоит выбор, дать твоим родственникам или беднякам твоего города — в первую очередь дай твоим родственникам. Если стоит выбор, дать беднякам твоего города или беднякам других городов — в первую очередь дай беднякам твоего города».
Аналогично говорит мидраш «Тана девей Элияу»: «Если у человека избыток еды и он хочет накормить других, как ему поступать? В первую очередь пусть накормит родителей, потом — братьев и сестёр, потом — домочадцев, потом — родственников, потом — жителей своего двора, потом — жителей своей улицы, а если останется — может кормить кого захочет».
В чём смысл такой иерархии приоритетов? Может быть, лучше было бы, чтобы каждый помогал кому хочет, и тогда кто-нибудь обязательно поможет и его братьям, и его соседям… Иерархия эта учитывает человеческую природу. Возможно, в другом городе за твоё пожертвование тебя сердечно поблагодарят, похвалят, занесут на почётную доску, о тебе напишут, будет у тебя реклама… А родственники, возможно, воспримут твою помощь как само собой разумеющуюся. Вот и говорит галаха: не гонись за славой и благодарностью! Помогай тем, от кого, возможно, и «спасибо»-то не услышишь.
В книге заповедей «Сефер а-хинух» смысл заповеди благотворительности разъясняется так: «Б-г мог бы сделать, чтобы все получали всё и всегда. Но Он сделал нас посланниками для распределения Его благ. Это потому, что Он хотел, чтобы Его творения научились доброте и милосердию и привыкли к ним. А когда они выработают у себя доброту и милосердие, они сами станут достойны Б-жественной доброты. Ведь Всевышний желает давать добро миру, а давать добро имеет смысл лишь добрым, и значит, люди должны научиться быть добрыми».
*
Галаха определяет, что нужно отделять на благотворительность десятую часть чистого дохода, а богатые могут отделять пятую часть. Больше даже богатым отделять нельзя, чтобы не разориться и не нуждаться в помощи самому. Но сколько историй, вызывающих слёзы, мы слышим… А деньги у каждого из нас не бесконечны. Поэтому существует благотворительный фонд, «Керен Хая-Мушка», куда направляются и просьбы о помощи, и деньги для этой помощи.
Через две недели состоится 19-я ежегодная трапеза «мелаве малка» фонда «Керен Хая-Мушка», который мы создали около двадцати лет назад и в котором председательствует Главный раввин России р.Берл Лазар, а я работаю директором. В этом году она пройдёт в новом общинном центре горских евреев, созданном при участии президента благотворительного фонда СТМЭГИ Германа Захарьяева. Его общественная и благотворительная деятельность широко известна, и он всегда чуток к нуждам бедняков. Для нас честь проводить нашу ежегодную трапезу в гостях у Германа Захарьяева. Мы не сомневаемся, что с вашей помощью фонд «Керен Хая-Мушка» сможет помогать ещё большему количеству нуждающихся и увеличивать радость в мире.
Да будем мы среди дающих!
Гут шабес
Шия