Гостей не нужно ждать..

«Я расскажу вам, как я познакомился с нашим гостем. Это было больше тридцати лет назад…» Участники трапезы праздника Шмини ацерет, проходившей в сукке на четвёртом этаже синагоги на Большой Бронной, подошли к круглому столу, стоявшему в середине, чтобы услышать, каким образом их раввин знает этого иерусалимца – то есть меня – так много лет.

Я слышал эту историю и ранее, рав Ицхак Коган иногда рассказывает её, и всегда с искренним чувством. Во время каждого из трёх праздников года я стараюсь прийти в синагогу р.Когана на Большой Бронной. Пеший путь из Марьиной Рощи занимает около часа. В этот раз мы шли с моим сыном. После молитвы рав Коган пригласил нас и всех молящихся сделать кидуш и немного поесть перед пешей дорогой домой. Нас усадили за стол, и рав начал свой рассказ.

«Четырнадцатого мархешвана, тридцать три года назад, после долгих лет отказа, я с семьёй сумел уехать из СССР в Израиль. Этому событию радовались не только мы, но и все евреи Ленинграда, тоже стремившиеся выехать в Израиль, и наши израильские друзья, в первую очередь хасиды Хабада. В аэропорту нас встречали друзья и корреспонденты: о том, что я долгое время был в отказе и занимался еврейской деятельностью в СССР, знали многие. Из аэропорта мы поехали в Иерусалим, в квартал Гило, где находился центр абсорбции для новых репатриантов.

Прошло несколько дней, мы встречали гостей, исследовали окрестности, и вдруг оказалось, что сегодня пятница и скоро настанет шабат. Первый наш шабат в стране Израиля. А мы не следили за временем и ничего не приготовили! И мы были растеряны: где тут берут вино, рыбу, мясо, всё необходимое для приготовления субботних блюд? Я сказал жене, что пойду в ближайший продуктовый магазин, куплю хотя бы халы и вино, а без остального как-нибудь обойдёмся.

Вдруг мы услышали, как в дверь постучали. Одна из моих дочерей открыла – на пороге стоял мальчик с длинной халой, чуть ли не больше его роста. А за ним вошёл какой-то еврей и с улыбкой внёс коробки, а из коробок достал кастрюли с готовой едой, и субботнюю плату, и даже удлинитель, и быстро всё подключил. Салаты поставил в холодильник, на стол поставил бутылки вина и напитки, сказал «гут шабес» и вышел. Они с мальчиком сели в такси, ожидавшее их снаружи, и уехали к его жене, которая и приготовила для нас всё это. Вкус той еды я помню до сих пор.

Наш первый шабат в Иерусалиме, шабат недельной главы Вайера, мы провели в радости и с чувством благодарности родителям нашего гости Шии. Это он тогда притащил ту огромную халу, его мать приготовила для нас субботнюю еду, его отец привёз её. Вот с тех пор я и знаю его семью…» И рав Коган разлил всем «лехаим» в честь праздника.

*

Недельная глава Вайера начинается с рассказа о том, как праотец Аврагам на третий день после обрезания сидит на входе в свой шатёр и ожидает гостей. Точнее, ожидает, вдруг пройдут люди, которых он сможет пригласить в гости. Сидит на жаре, а день был особенно жаркий. Всевышний, заповедавший ему сделать обрезания, Сам пришёл навестить больного, но тут: «поднял Аврагам глаза и увидел, что перед ним стоят три человека. Увидел он их и побежал к ним от входа в шатёр…»

Слово «увидел» повторяется дважды. Зачем? Ведь в Торе так много заповедей и так мало места, возможностей для лишних слов там нет, значит, в повторении есть какой-то смысл…

Раши приводит такое объяснение: Первое «увидел» означает именно то, что говорит его простой смысл, а второе «увидел» означает «понял». Происходило вот что: Аврагам увидел, что гости стоят на одном месте, и понял, что они не хотят заходить к нему, дабы не утруждать его приёмом гостей. Тогда он сам побежал к ним. Раши цитирует и другой вариант объяснения, из Талмуда: Трое увидели, что Аврагам меняет себе бинты после обрезания, и отошли, чтобы он не утруждал себя приёмом гостей. Тогда он побежал к ним сам.

Но в свете дальнейшей истории это объяснение нелогично. Через несколько стихов мы увидим, что эти трое были не людьми, а ангелами, каждый из которых был прислан с индивидуальной миссией. А у ангелов нет свободы воли, они выполняют возложенную на них миссию и только её. Ангелы не могут сначала идти к шатру Аврагама, а потом отойти, чтобы он не утруждал себя. Посланы к Аврагаму – значит, пойдут к Аврагаму. В чём тогда смысл их поведения?

Мудрецы говорят, что заповедь гостеприимства вытекает именно из поведения Аврагама в этой истории. Более того: поскольку Аврагам оставил Самого Всевышнего, пришедшего навестить больного, и побежал к увиденным людям, чтобы пригласить их в гости, мудрецы Талмуда делают вывод: «Гостеприимство важнее, чем приём Самого Б-га». И есть два вида гостеприимства. Обычный, распространённый – если ты видишь человека, которому нужно есть и где-то спать, пригласи его в дом. И другой, на уровне праведников: пойти и самому искать людей, которым нужна еда и уход, идти к ним самому. Первый вид гостеприимства логичен и естественен для человека, а возможность второго вида следует именно из поведения Аврагама. Он был болен, было жарко, но он вышел наружу, чтобы искать, кого бы пригласить в гости. Поэтому к нему были посланы ангелы с поручением: остановиться и ждать, чтобы праведник мог с радостью подойти к ним сам. И когда Аврагам увидел людей снаружи, он не просто пошёл, а побежал к ним, хотя ему было трудно ходить. Побежал к людям.

Вероятно, поэтому и стало возможным то, о чём писал Рамбам: «сошлись к нему тысячи и десятки тысяч людей, и именовались они людьми дома Аврагама, и насадил он в их сердцах столь важное понятие, как вера в единого Б-га». Без всяких технологических средств Аврагам приблизил к Б-гу «тысячи и десятки тысяч людей» – потому что не ждал, пока к нему придут нуждающиеся в нём, а сам шёл и бежал искать их.

В дополнение нужно сказать, что для истинного следования по пути Аврагама мы должны развить в себе особое чувство – способность видеть нуждающихся. Порою они кажутся солидными, уважаемыми людьми, у которых всё есть, но ведь мы не знаем, что творится с человеком, когда он находится вне нашего поля зрения. Очень и очень часто, увы, мы лишь задним числом узнаём, что такой-то нуждался в срочной ссуде, такая-то – в поддержке в отчаянной ситуации, такие-то – в добром слове мира. Принести субботнюю плату с удлинителем, принести мир между родителями и детьми, принести желание выслушать – принести добро. Не ждать, пока к нам придут и попросят, а искать самим.

Гут шабес
Шия