ФОТО НЕДЕЛИ: ТРЕНИРОВКА
Место: возле тюрьмы «Эшель», г.Беэр-Шева
Время: вторник, 8 кислева 5881 г.
Однажды, вскоре после нашего приезда в Москву, у нас за ужином был некий человек. После ужина я помог убрать со стола и стал мыть посуду. Гость подошёл ко мне и тихо спросил: «Многие в Москве нанимают домработниц, а вы не нанимаете?» «Нанимаем, — ответил я, — она завтра придёт». «Так зачем же вы моете посуду? Оставьте домработнице эту работу!» Жили мы тогда в начале ул. Лесной, а двор нашего дома выходил на стену Бутырской тюрьмы, и из окна кухни я видел сторожевые вышки и забор «Бутырки». А ведь учителя хасидизма говорили, что у всякого можно научиться хорошему, даже у вора. И под этим впечатлением я рассказал гостю такую историю:
«Однажды некий вор попался и был осуждён на долгое тюремное заключение. Он сидел в камере вместе с другими заключёнными, и те обратили внимание на его странное обыкновение. Еду все получали через окошко в двери, и в то время как все заключённые по очереди подходили и брали еду, этот вор подкрадывался к окошку, пугливо оглядывался, хватал тарелку и уносил. Товарищи спросили его: «Ты что же, нам не доверяешь?» «Доверяю вам в полной мере!» «Так зачем ты берёшь свою еду так, как будто её крадёшь? Все же получат своё, сколько людей, столько порций!» «Понимаете, вот какое дело. Я же ‘профессиональный’ вор, а сидеть мне долго, и я боюсь растерять навык. Вот я и тренируюсь на каждой выдаче еды».
«Вот и я, — продолжил я рассказ, — приучен с детства убирать и мыть после трапезы, ну или в крайнем случае рано утром. Сейчас у меня есть возможность нанимать домработницу, она за свою зарплату делает много наших домашних дел, но определённые работы я хочу оставить себе, чтобы не разучиться, и чтобы мои дети знали: даже если есть кому тебя обслуживать, не давай себя обслуживать».
Об этой «тренировке» я вспомнил, когда получил на этой неделе примерно такое письмо: «Здравствуйте, уважаемый рав, как ваши дела? Передаю вам привет от такого-то, моего сына. Пока ничего нового, идут заседания, надеемся на добрые вести. Я хочу попросить вас вот о чём. Мой сын хочет есть еду кашрута меѓадрин. Вся еда там кашерная, но он хочет устрожить соблюдение заповедей и пользоваться кашрутом меѓадрин. А для этого нужна рекомендация рава. Не сможете ли вы написать ему такую рекомендацию?»
Речь шла об израильском юноше, совершившем жизненную ошибку, которого посадили в тюрьму в России, но израильские власти смогли добиться, чтобы он отсиживал в Израиле. Когда я посещал его в российской тюрьме, я видел, как он приближается к еврейской традиции и искренне желает молиться, надевать тфилин, соблюдать шабат, есть кашерную еду. Мы учили вместе Тору, и я видел, что изменения не только внешние, но и внутренние. Поэтому я написал матери юноши письмо, которое она передала начальству тюрьмы. Слова в нём были примерно такие:
«Руководству Управления тюрем, место заключения „Эшель“, Беэр-Шева, Израиль, мир и благословение. Будучи раввином израильских заключённых Москвы и Московской области, я познакомился с …, находившимся в одной из московских тюрем год назад. Я посещал его каждую неделю в течение нескольких месяцев, мы вместе учили Тору и много беседовали, и я видел, что … соблюдал еврейские законы и обычаи на уровне меѓадрин, даже в условиях, в которых это вовсе не было легко. От руководства московской тюрьмы я слышал одобрительную оценку хорошего поведения … и его приверженности еврейской традиции. Сейчас … находится в тюрьме в Израиле и, поддерживая постоянную связь с его матерью, я узнал, что он не получает еду кашрута меѓадрин, что его огорчает. Давно зная …, я уверен, что после выхода из тюрьмы он будет честным и преданным еврейству человеком, поэтому стоит помочь ему в этом, предоставив кашерную еду высокого уровня меѓадрин».
Сейчас в московских тюрьмах нет новых израильских заключённых, так как границы закрыты, однако Всевышний предоставил мне случай «тренироваться» в деле помощи заключённому. Да будут все сыны Израиля свободны!
Гут шабес
Шия