ФОТО НЕДЕЛИ: СТЕНЫ ГОВОРЯТ
Дата: понедельник, 14 кислева 5781 г.
Место: наша квартира и центральная синагога
По нескольким параметрам можно почувствовать пульс жизни синагоги: чистота и порядок, расписание миньянов, расстановка книг. Когда я прихожу в какую-нибудь синагогу, то, как габай с опытом, сразу смотрю на объявления. Большая часть их размещена на доске объявлений у входа, но есть и те, что висят в зале: напоминание о том, что нельзя разговаривать во время молитвы и чтения Торы, просьба выключить мобильные телефоны, напоминания об отрывках молитвы, читаемых в данный период («Яале ве-яво» и пр.), изменения в тексте молитвы при наступлении летнего или зимнего периода и другие.
В синагогах Хабада по всему миру есть объявление, которое есть далеко не в любой еврейской общине. Это таблица распределения трактатов Талмуда: названия трактатов Мишны или Гемары и имена членов общины, взявших обязательство изучать их в течение года, от прошлого 19 кислева до наступающего. Так велел Ребе: «Нужно повесить в синагогах список участвующих в распределении Талмуда, чтобы укрепить людей в этом деле и чтобы была память о них в доме Всевышнего». А источник обычая — в просьбе Алтер ребе. Выйдя из заключения в Петербурге, он просил «в каждом городе в течение года изучить весь Талмуд, распределяя трактаты по жребию или по желанию… и да будет это постоянным обычаем».
С тех пор трактаты Талмуда распределяли в праздник Освобождения. Ребе пишет, что начиная с 5663 г. «по причине того, что в сам день 19 кислева нет времени, в Любавичах было принято распределять трактаты 24 тевета, в йорцайт Алтер ребе». Но начиная с 5713 г. Ребе снова ввёл обычай распределять их 19 кислева.
В нашей общине распределение производится заблаговременно, р.Эфраим Блой осуществляет это примерно за месяц до праздника. Спустя несколько дней после вывешивания объявления оно заполняется именами членов общины, не желающих ждать до 19 кислева и хотящих принять участие в исполнении этого важного обычая. Заполненную таблицу я передаю моему брату в Израиль, а моя сестра выполняет красивый дизайн. Файл передаётся в типографию в Москве, и я прихожу в синагогу, открываю красивую рамку, которую заказал несколько лет назад, вынимаю старую таблицу и вставляю новую. И таким образом «стены свидетельствуют» о том, что община «Марьина Роща» в Москве во главе с Главным раввином России р.Берлом Лазаром идёт по пути Ребе.
*
На той же неделе, когда я заменял таблицу, я вспомнил детство. Когда мои родители возвращались из поездки к Ребе или из Лондона, где жили родители моего отца, я заранее рисовал красивую надпись «Брухим ѓа-баим» («Добро пожаловать»), и мы, братья и сёстры, прикрепляли её на дверь нашей квартиры. И теперь я снова рисую дома надпись «Добро пожаловать» — но уже как отец. К нам приехали мой сын Авреми, его жена Хая и их сын Мендл, мы не виделись целый год. Но визит этот лишь на считанные часы. В Москве у них пересадка, а летели они в Калининград. В этом городе они впервые в жизни…
Более двадцати лет назад Авреми был маленьким ребёнком, и мы — я, моя жена и он — прибыли в Москву по просьбе Главного раввина России р.Берла Лазара, в шлихут. И теперь р.Лазар снова просит шалиаха — он просит, чтобы мой сын поехал в Калининград. Вот я и «вспомнил детство золотое», освежил в памяти свои рисовальные способности и приготовил плакат «Брухимѓа-баим». И между графических украшений вплёл я слова известной песни, «Шлухей адонейну, to bring Машиахцидкейну» — ведь это наша цель.
Гут шабес, гут йом-тов
Шия