ФОТО НЕДЕЛИ: МЕНОРА — ЭТО МИР

Дата: четверг, 20 менахем-ава 5781 г.
Место: оѓель р.Леви-Ицхака, Алматы

Я был здесь восемнадцать лет назад. Приехав в Алматы на небольшое время, я сразу поехал на кладбище, на оѓель. Был конец дня и дверь оѓеля была уже закрыта, поэтому я говорил Теѓилим и молился снаружи. Мне было горько оттого, что в такую важную для нас дату — йорцайт р.Леви-Ицхака — и в таком важном для нас месте нет массовой молитвы.

С тех пор много воды утекло в Москве-реке и много волн пробежало в озере Балхаш. И в этот раз в оѓеле было тесно. И не только в нём самом — во временных шатрах со столами, стульями, питьевой водой, устроенных на входе. Я оглядываюсь: в комнатке, посередине которой находится циюн отца Любавичского ребе, праведника и знатока каббалы р.Леви-Ицхака, стоит р.Моше Котлярский — заместитель главы «Меркоз ле-иньеней хинух», центральной образовательной структуры Любавичского движения, председатель съезда шалиахов стран СНГ, проходящего в Алматы. Он и ещё десятки хасидов прибыли особым рейсом из США. Возле него — Главный раввин России р.Берл Лазар, а возле них — Главный раввин Казахстана и главный шалиах в Казахстане р.Йешаяѓу Коѓен. Все поют «нигун ѓакафот», сочинённый р.Леви-Ицхаком. Обычно мы слышим и поём этот нигун в Симхат-Тора, в атмосфере веселья; сейчас же он звучит в серьёзной, возвышающей душу обстановке. И всего важнее для меня — эти уважаемые раввины поют его вместе, в едином порыве.

Я помню день 2 ияра 5780 г., полтора года назад. Точнее, ночь на 2 ияра. Рав Лазар организовал тогда зум-фарбренген для тридцати тысяч человек (!) в день «тиферет ше-бе-тиферет», в день рождения ребе Маѓараша. Это было после трагической смерти от коронавируса молодого шалиаха в Ганновере р.Биньямина Вольфа. Рав Лазар говорил тогда об одном: в тяжёлое время нужно объединиться, нужно братство, нужно сотрудничество. Для этого он организовал этот уникальный фарбренген хасидов со всего мира, об этом говорили и другие выступавшие раввины. Рав Лазар помнит сказанное в Талмуде: «Прочитавший указ да исполнит его» и сказанное в Мишне: «Хорошо говорит тот, кто хорошо делает». И с тех пор р.Лазар предпринял значительные усилия по увеличению мира, согласия и братства между хасидами, увенчавшиеся успехом, который все мы видим.

В канун новомесячья сивана р.Лазар организовал ещё одно мероприятие: он попросил выдающихся глав хасидских дворов и известных раввинов подписать совместное заявление о стремлении к миру, согласию, об оставлении всех споров и ссор. Вот цитата из этого заявления:
«…Поэтому пусть каждый усилит соблюдение заповедей между людьми, и прежде всего — мир и согласие. Если некто находится в ссоре с другим, пусть помирится с ним — даже если считает, что он был прав и что не ему надлежит делать примирительные шаги, пусть сделает их. Заслуга объединения евреев да поможет всем больным! Ведь говорим мы в молитве: „Благослови нас, Отец наш, когда мы все вместе“. И да приблизит это полное Избавление!»
Мне выпала честь по поручению р.Лазара получить подписи великих людей еврейского мира, среди них — рав Каневский, адмор из Вижниц, адмор из Гур и многие уважаемые раввины. Нет нужды упоминать, что это было трудно — каждый это понимает. Но благодаря помощи Всевышнего миссия удалась, и в канун Шавуота во всей еврейской религиозной прессе был распространён этот призыв к миру. Нетрудно соглашаться с абстрактной необходимостью мира. Гораздо труднее пойти к тому, с кем ты в ссоре, если ты уверен, что прав и что он как раз неправ — пойти и сказать: Ради согласия оставим взаимные счёты и начнём жизнь с чистого листа!

…Сейчас р.Котлярский возле оѓеля читает общий «пидьон» от имени всех шалиахов, р.Йешаяѓу Коѓен, главный шалиах в Казахстане, произносит Теѓилим, друг общины Ави Шаульзон также произносит главу из Теѓилим: он делает так много в последнее время ради удобства приезжающих в йорцайт р.Леви-Ицхака в Казахстан. Рав Лазар руководит этим совместным чтением. Я сфотографировал это событие. А позднее, в гостинице, между беседами и лекциями, среди шалиахов из многих стран, я просмотрел сделанную мной фотографию и увидел, что позади раввинов на стене — менора! Откуда она взялась? Игра тени и света… Но для меня это тень Храмовой меноры, это знак того, что Ребе и его великий отец рады дружбе и единству их шалиахов.

Гут шабес
Шия