Беспокойство о ближнем..

Некоторое время назад мой сын позвонил мне из ешивы, и в этот раз его голос был серьёзным. «Тате, я хочу попросить тебя о помощи в важном деле». Я сел и стал слушать.

«Уже несколько дней я замечаю, что один из моих одноклассников ходит как в воду опущенный. Сначала я думал, что у него что-то болит, предложил ему таблетку, но он отказался и ушёл. Сегодня я отозвал его в сторону и расспросил, что у него на душе. Сначала он не хотел рассказывать, но в конце концов сказал, что узнал о серьёзной болезни одного из членов семьи. Это всё время мучает его, но ещё больше – то, что он постоянно думает, чем он может помочь, и не находит чем…»
*

Недельная глава Вайешев рассказывает историю о Йосефе, любимом сыне Яакова. Любимом отцом, но ненавидимом своими братьями – из-за отношения отца, из-за особенной рубашки, из-за снов, о которых он рассказал, и по другим причинам. После того, как братья Йосефа отправились пасти скот, отец посылает его к ним: «Пойди, посмотри, мир ли у твоих братьев». Йосеф знает, что по отношению к нему никакого мира нет, но всё же идёт к братьям. Человеку, встреченному им в дороге, он говорит: «Братьев моих я ищу».

Далее рассказывается, что Реувен посоветовал не убивать Йосефа, а бросить его в яму, а потом пришёл к яме, а Йосефа в ней нет. Братья продали его. Где же был Реувен во время продажи? Мидраш объясняет это тем, что в этот день была очередь Реувена заботиться о старом отце. Если так, то возникает вопрос: если братья Йосефа по очереди ходили к отцу, зачем Яаков посылает Йосефа узнать, «мир ли у братьев»? Ведь каждый день кто-то из них находился у него, и всегда было у кого спросить, как дела у остальных!

За ответом пойдём в конец недельной главы. Йосеф уже в Египте, он оклеветан, брошен в тюрьму, прислуживает двум вельможам. Однажды утром он видит, что они печальны, подходит и спрашивает: «Почему лица ваши печальны»? Они говорят: «Сон мы видели, и некому истолковать его». Йосеф не удовлетворяется этим ответом – ну мало ли, сон – а предлагает им облегчить душу: «Расскажите мне!»

Теперь более понятно начало главы. Яаков не балует своего любимого сына. Несмотря на своё отношение к нему, он учит его правильному поведению. Яаков знает, что происходит в пастушеском лагере братьев, однако посылает Йосефа, не бывавшего там, пойти и спросить: «Как дела? Всё ли у вас хорошо?»

«Братьев моих я ищу», – говорит Йосеф. Эти слова должны звучать в нас всегда. Все мы должны искать наших братьев и проверять, мир ли у них – у близких и дальних, у сильных и слабых. Каждый человек имеет право на наше внимание, в особенности когда он выглядит необычно. Наше внимание может помочь, может даже спасти.

Йосеф рассказал двум узникам, что означают их сны, и неожиданно для себя спустя два года из-за этого был освобождён из тюрьмы и стал вторым после царя.

*
…Мой сын рассказал историю своего товарища и продолжил с интонацией ребёнка, для которого невозможное возможно: «Я уверен, что если рав Лазар подключится, он сможет помочь, и все мы, и мой товарищ, будем спокойны».

Я не остался в стороне, конечно. В тот же вечер я сообщил раву Лазару о происходящем. Он действительно подключился, позвонил одному, другому и третьему, связал четвёртого с пятым – и мы узнали, что медицинские силы, которых мы не ожидали, занялись проблемой, и у товарища моего сына появилась серьёзная надежда.

*

При поверхностном чтении история Йосефа представляет собой цепь случайных событий, бросающих его из конца в конец. Однако книга Зогар раскрывает их глубинный смысл. «Всевышний устроил всё это, чтобы осуществилось сказанное Аврагаму». А что было сказано Аврагаму во время «завета между рассечёнными частями»? «Знай, что будут чужаками
потомки твои в стране не их, будут порабощать их и мучить, но народ, который поработит их, Я накажу, а они выйдут с большим имуществом». Овладение страной Израиля было невозможно без Исхода; Исход был невозможен без египетского рабства; для этого нужно было оказаться в Египте; чтобы потомки Яакова оказались в Египте, Йосеф должен был
пригласить туда своих братьев; для этого он должен был стать в Египте вторым после царя; а это было возможно лишь после тех приключений, которые выпали на его долю. Всё это было запланировано Всевышним, руководящим историей.

Этого не знал ни Яаков, ни братья, ни Йосеф. Однако такие события стали возможны благодаря тому, что Йосеф пошёл смотреть, «мир ли у его братьев», и поинтересовался, почему печальны два узника. Мы не знаем, к чему приведут наши действия. Но мы можем быть уверены, что внимание к нуждам и бедам людей никогда не останется без ответа и без результата.

Светлой и радостной Хануки,
гут шабес
Шия